20 февраля 2024 года в АО «51 ЦКТИС» проведено заседание круглого стола секции «Техническая эксплуатация и судоремонт» РНТО им. академика А.Н. Крылова по теме: «Проблемные вопросы освидетельствования и ремонта железобетонных конструкций композитных плавучих доков».
Целью проведения круглого стола являлось всестороннее обсуждение сложного текущего положения, обусловленного сроками эксплуатации и техническим состоянием композитных плавучих доков, в т.ч. проблемных вопросов, таких как:
- Особенности применения нормативно-технической и нормативно-правовой базы при выполнении работ по освидетельствованию и ремонту ж/б конструкций корпусов композитных доков. Сопоставление требований Правил ФАУ «РМРС» и ФАУ «РКО»;
- Освидетельствования и ремонта ж/б конструкций подводной части корпусов композитных доков по месту их базирования;
- Современные материалы, средства измерения, инструмент и оснастка для выполнения работ по ремонту и освидетельствованию железобетонных конструкций плавучих доков;
- Особенности выполнения работ по замене узлов и деталей (плит, участков) при ремонте железобетонных конструкций плавучих доков.
В круглом столе приняли участие руководители и специалисты более 25 организаций, в том числе:
ФАУ «РМРС» и «РКО», НИИ К и В BMФ, НИИ спасания и подводных технологий BУНЦ ВМФ ВМА, ФГУП «КГНЦ», АО «ЦТСС», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ «Монолит», ЗАО «Канонерский СРЗ», АО «51 ЦКТИС» , АО «КМОЛЗ», АО «ССК», ООО «Нерей», ООО «Морской Петербург», РНТО им. А.Н. Крылова, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», ПАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», АО «СВРЦ», АО «ЦНИИМФ», АО «10 СРЗ», АО «ОСК», ООО «Нева Тревел», СРЗ «Нерпа», ООО «Гидро ЩИТ КСГ», ООО «Корабел.ру».
В ходе обсуждения рассмотрено:
- анализ сроков эксплуатации плавучих доков и их техническое состояние;
- аварии композитных плавучих доков и их причины;
- организационно‐технические мероприятия по обеспечению подъёма плавучих доков при их аварийном затоплении;
- типовые дефекты железобетонных конструкций плавучих доков, приводящие к их аварийности;
- необходимость выработки общих подходов к методологии освидетельствования плавучих доков с целью определения возможности о дальнейшей их безопасной эксплуатации, объёмы освидетельствования, критерии оценки, исследования по бетону, арматуре и наиболее уязвимым районам композитных доков;
- правила обследования и мониторинга технического состояния железобетонных конструкций гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями нормативной документации, их сходства и отличия от Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации;
- опыт применения современных технологий освидетельствования на плаву и валидации процесса производства подводно‐технических работ в сегменте освидетельствования и ремонта подводной компоненты корпусов доков;
- электрохимическая защита от коррозии стальной арматуры в железобетоне при эксплуатации в морской воде;
- опыт по обеспечению плавучих доков системами автоматики в рамках проектов модернизации плавучих доков.
К числу основных предложений поддержанных специалистами отрасли можно отнести следующие:
- определить орган, формирующий единую техническую политику в области безопасной эксплуатации плавучих доков;
- актуализировать документацию по безопасной эксплуатации плавучих доков (по аналогу со «Сборником общих инструкций по эксплуатации судоподъёмных средств ВМФ – 1973 года»);
- унифицировать (корреспондировать в необходимой части) НТД ФАУ «РМРС» и ФАУ «РКО» в части определения технического состояния железобетонных корпусов плавучих доков, находящихся в эксплуатации;
- обратить внимание на недостаточную подготовку экипажей плавучих доков и отсутствие регулярных курсов аттестации;
- классификационным обществам включить в ежегодный план разработки НИР создание программного продукта по расчёту остаточной прочности композитных плавучих доков (в т.ч с учётом отсутствия проектной документации);
- необходимость корректировки государственной программы по поддержанию на должном уровне технического состояния ПД;
- необходимость законодательного определения и принятия мер к собственникам судоподъемных сооружений, пренебрегающими поддержанием исправного технического состояния ПД (по результатам освидетельствований) на грядущий период критического дефицита доковых мощностей;
- необходимость предания Квалификационным обществам необходимых полномочий в части усиления контрольных и регулирующих функций;
По общему мнению участников круглого стола, меры по поддержанию в работоспособном и безопасном состоянии ПД, находящихся в эксплуатации, должны позволить выиграть время при решении задач острой необходимости проектирования и строительства новых современных ПД.
Для обмена мнениями и передовым опытом РНТО имени академика А.Н. Крылова целесообразно в 2025 году провести круглый стол с представлением информации о ходе выполнения предложений.