Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ О.А. Нестерец В преддверии 60-летия ОАО «51 ЦКТИС

В преддверии 60-летия ОАО «51 ЦКТИС

   опубликована в журнале "Новый оборонный заказ" №2 2014 год, стр. 10-11.


   В августе 2014 года исполняется 60 лет со дня образования 51 Центрального конструкторско-технологического института судоремонта, являющегося ведущей организацией отрасли по разработке технической документации в обеспечение ремонта и модернизации кораблей и судов ВМФ.
     В 1954 году впервые за всю историю развития отечественного Военно-Морского Флота было созданоГлавное Управление Судоремонтных Заводов ВМФ. Основанием для создания ГУСРЗ послужили аналитическая справка о состоянии судоремонтной базы ВМФ СССР, подготовленная адмиралами Кузнецовым Н.Г., Зозулей Ф.В, Карагановым Л.И. и Котовым П.Г. для Совета Министров СССР.Создание современной на тот период промышленной базы военного судоремонта обеспечивало выход отечественного ВМФ в мировой океан и систематическое несение им боевой службы во второй половине ХХ века.
   Управление объединило разрозненные заводы и мастерские, конструкторско-технологические организации в полноценную промышленную структуру, способную решать наиболее острые флотские проблемы эксплуатации и ремонта кораблей.
В составе управления было создано ЦКТБ ВМФ (в/ч 15116) и 330 СКТБ ВМФ (в/ч 26920) ныне преобразованные в 51 ЦКТИС. Образование в 1954 году Центрального конструкторско-технологического бюро ВМФ – предшественника ОАО 51 ЦКТИС – положило начало современному научному подходу к ремонту кораблей и их ВВТ.
Институтразработалзначительную номенклатуру документов, по которым и сегодня проводятся работы по восстановлению и поддержанию технической готовности кораблей и судов ВМФ.Документы,созданные в 51 ЦКТИС позволяют грамотно готовить производство на судоремонтных предприятиях для принятия в ремонт кораблей ВМФ. При поддержке главного технического управления и главного управления кораблестроения ВМФ, в начале 70-х годов сотрудники института разработали технические задания для промышленности на разработку ремонтной документации по механизмам, устройствам, системам и арматуре, корпусу и корпусных конструкциям, электрооборудованию, установкам ППУ, в том числе с ЯЭУ. По этим техническим заданиямподготовлено, рассмотрено и введено в действие порядка 2500 комплектов ремонтных документов.В середине 1990-х годов институтом было создано и согласовано со всеми органами военного управления Военно-Морского Флота «Руководство по обеспечению судоремонтных предприятий ВМФ документацией для комплексного ремонта кораблей и судов ВМФ».
       В связи с ликвидацией Управления СРЗ многие судоремонтные заводы ВМФ в 2007 году вошли в состав ОАО «ОСК». По непонятным причинам наш институт в состав Объединенной Судостроительной Корпорации не вошел и в настоящее время является дочерним зависящим обществом, которое входит в состав ОАО «Ремвооружение», что позволяет продолжать работать на благо укрепления боеготовности ВМФ России.
    При этом институт продолжает работать в тесном контакте с предприятиями судостроительной корпорации.Это позволяет развиваться нашему институту, жить потребностями не только флота, но и интересами и потребностями предприятий промышленности и, в конечном итоге, занимать достойную нишу среди наиболее мощных и известных проектантов, оперативно решать насущные проблемы ремонта и технического обслуживания кораблей и судов ВМФ, обеспечивать технической документацией заводы, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа.
        Более того, совместным Решением Минобороны России и ОСКна 51 ЦКТИС были возложены функции проектанта кораблей и судов иностранной постройки и ЦКБ – проектант, которых отсутствует или не функционирует.
      Таким образом, перед нами встала задача продления срока службы кораблей и су-дов ВМФ. В 2013 году был продлен срок службы 168 кораблям и судам ВМФ, в том числе 115кораблям и судам ЧФ РФ. Работа эта очень ответственная, скрупулезная и ёмкая, так как возраст отдельных кораблей превышает изначально заложенный проектантом срок службы более чем в полтора, а иногда и в два раза.
   Для принятия решения о продлении срока службы в первую очередь рассматриваются два основных критерия влияющих на продление и на безопасную эксплуатацию корабля в последующем: это состояние корпуса корабля, его корпусных конструкций и состояние кабельных трасс. С этой целью специалистами института разрабатываются методики на освидетельствование корпуса и кабельных трасс корабля.
     В методиках излагаются основные принципы организации работ по продлению срока службы кораблей и судов ВМФ, основные параметры и критерии продления. Исходя из требований, заложенных в методиках, иногда удается с учетом результатов обследования фактического состояния корпуса, корпусных конструкций и кабельных трасс, продлевать срок службы на больший срок, чем изначально заявлял флот, а иногда бывает и наоборот.При выполнении вышеназванных работ специалисты института дают рекомендации, при выполнении которых возможно в последующем дальнейшее продление срока службы корабля.
       Ремонт кораблей иностранной постройки производится как на территории России, так и за рубежом. Сегодня под руководством Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа МО РФ и при непосредственном участии ОАО «Рособоронэкспорт» проводится ремонт двух кораблей ВМФ России в республике Болгария. ОАО «51 ЦКТИС»привлечен дляосуществления надзора за соблюдением технологии ремонта, разработки конструкторской документации в обеспечение модернизационных работ и с целью разработки методики продления сроков службы этих кораблей. Стоит отметить, что специалисты института оказывают постоянные консультационные услуги болгарским товарищам при выполнении ремонтных и модернизационных работ, замене изделий на аналоги, что говорит о востребованности знаний и накопленного опыта специалистов института.
    В настоящее время ОАО «51 ЦКТИС» активно и творчески работает над выполнением работ по государственному оборонному заказу, в частности ведется активная работа по конструкторско-технологическому сопровождению ремонта океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский», готовящегося к выполнению задач боевой службы.
       В стадии заключения находятся контракты на проведение работ по модернизации кораблей иностранной постройки и на сопровождение технологий их ремонта.Прорабатываются контракты на ремонт и модернизацию кораблей проектов 864, 775, 887, на конструкторско-технологическое сопровождение ремонта кораблей проектов 11540, 1155.1, а также контракты на продление сроков службы кораблей и судов ВМФ. 
     С удовлетворением могу отметить:работы много, работа творческая и во благо боеготовности ВМФ.

Первый заместитель генерального
директора – главный инженер                                                                    О.А. Нестерец

 

Новости
все новости