Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ Г.Н Муру Ю.И. Витенбергский Некоторые вопросы системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ

Некоторые вопросы системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ

(в порядке обсуждения)                                                                          Г.Н Муру            
Ю.И. Витенбергский

 опубликована в журнале "Морской вестник" №4 2013 год.

     О терминологии

    Эта тема уже затрагивалась на страницах журнала Морской вестник [1], что очень своевременно, поскольку, как показывает опыт общения со специалистами и руководителями, в условиях перманентной реорганизации органов военного управления и взаимоотношений с промышленностью общепринятые и даже стандартизованные понятия разными сторонами воспринимаются и трактуются по-разному.
   Термин «сервисное обслуживание» к настоящему времени достаточно прочно вошел в обиход. Сервис – в переводе с английского – обслуживание, таким образом,  сервисное обслуживание – это обслуживающее обслуживание (?!). Одни специалисты считают, что сервисное обслуживание – это только техническое обслуживание, независимо от того, кто его выполняет: личный состав (экипаж) или предприятие промышленности. Другие воспринимают его как все виды технического обслуживания и ремонта. В различных источниках, в том числе в нормативных документах, включая [2] и [3], этому термину даны различные определения. Первое наиболее четкое определение дано  в приказе МО РФ 2012 г. № 1919дсп. Из него следует, что сервисное обслуживание – это часть технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), выполняемые по ГОЗ предприятиями промышленности. Изменением № 1 к ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007 [5] по существу закрепило определение, изложенное в приказе МО РФ № 1919дсп, существенно дополнив его. Согласно ГОСТу сервисное обслуживание выполняется специалистами «сервисной организации» самостоятельно или с участием личного состава, в состав  сервисного обслуживания могут входить:
         1)    все виды технического обслуживания и ремонта;
         2)    гарантийный и технический надзор;
         3)    работы по бюллетеням (по существу – модернизационные работы);
         4)    хранение запасных частей и материалов;
         5)    обучение специалистов эксплуатирующей организации;
         6)    другие виды работ и услуг, предусмотренные контрактом.
   Определение термина «сервисное обслуживание» по составу выполняемых работ охватывает всю систему ТО и Р.
    Вывод можно сделать следующий – термин «сервисное обслуживание» появился для обозначения перехода от технического обслуживания силами личного состава и ремонта силами ремонтных органов войск и флотов к ТО и Р силами предприятий промышленности по ГОЗ. В ряде случаев это экономически оправдано. Но для этих видов ТО и Р есть стандартизованные  термины «техническое обслуживание (ремонт) предприятием-изготовителем» (фирменное ТО, фирменный ремонт) и «техническое обслуживание (ремонт) специализированным предприятием». Целесообразно отказаться от термина «Сервисное обслуживание», исключить его из ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007, но можно дополнить термином «Обслуживание сервисным предприятием».
   Планово-предупредительные осмотры (ППО) и планово-предупре­ди­тель­ные ремонты (ППР) – эти термины уже много десятилетий не употребля­ются в стандартах и в технической документации, но сохранились в относительно недавно переизданном корабельном уставе и в действующем пока еще «Положении об организации ремонта…» [4]. Целесообразно от них отказаться.
    Для обозначения материальной части кораблей в нормативных документах и в технической документации применяется целый ряд терминов:
         -       боевые и технические средства;
         -       вооружение и военная техника;
         -       системы и оборудование;
         -       составные части корабля и комплектующие изделия.
   На различных стадиях жизненного цикла для одного и того же изделия могут применяться различные термины. Например, рулевое устройство по стандартной классификации видов изделий (ГОСТ 2.101) является комплексом, состоящим из корпусной части (корпусные конструкции подшипников баллера и перо руля), механической части (привод руля), гидравлической системы и электрических цепей управления золотниками. Смонтированное на корабле, рулевое устройство становится встроенной в корабль его составной частью, но как объект управления может рассматриваться и как система. Как объекты технического обслуживания и ремонта, рулевое устройство, любое другое устройство, корпус корабля, энергетические установки, системы и комплексы вооружения представляется целесообразным именовать, как это и предусмотрено в ряде стандартов составными частями корабля, а входящие в них изделия – комплектующими изделиями.
  Система технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ, как «совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему» (ГОСТ 18322-78), в нормативных документах ВМФ в настоящее время не регламентирована.
   По плану стандартизации ОАО «51 ЦКТИС» приступил к разработке ряда государственных и отраслевых военных стандартов, относящихся к системе технического обслуживания и ремонта кораблей, в том числе государственного военного стандарта (ГОСТ РВ) «Корабли и суда ВМФ. Система технического обслуживания и ремонта. Основные положения». Некоторые аспекты разрабатываемой системы технического обслуживания и ремонта кораблей хотелось бы обсудить на страницах Морского вестника.
             Какая степень детализации целесообразна в этом стандарте?
       Можно изложить все со степенью детализации, принятой в приказе ГК ВМФ № 195 [4], получится объемистый фолиант, один, общий как для руководителей, так и для специалистов всех уровней.
       Можно в ГОСТе изложить только основные положения системы, а более детальные положения, например порядок планирования ремонта или порядок составления и отработки ремонтных ведомостей, изложить в отдельных отраслевых военных стандартах (руководствах, инструкциях) или в совместных решениях Минобороны (ВМФ) и промышленности.
   Предпочтительным является второй вариант, он в большей степени позволяет адаптировать систему к постоянно изменяющимся условиям.

             О соотношении технического обслуживания и ремонта.
   Прослеживается устойчивая тенденция переноса центра тяжести с плановых заводских ремонтов всех видов техники (в том числе ВВТ всех родов войск) на более углубленное (и более затратное) систематическое техническое обслуживание. Для кораблей ВМФ эта тенденция представляется приемлемой и экономически оправданной. Более качественное техническое обслуживание, особенно систематический мониторинг технического состояния, должны привести к сокращению объемов ремонта кораблей и увеличению межремонтных периодов. В полной мере это можно отнести только к кораблям, спроектированным под эту систему ТО и Р. Оптимальным представляется такой проект корабля, у которого совпадали бы межремонтные сроки корабля и сроки службы образцов вооружения (по моральному износу). Заводской ремонт изделий радиоэлектроники можно было бы вообще исключить из жизненного цикла этих изделий, так как эти изделия устаревают раньше, чем истекает межремонтный срок корабля, «поддержание и восстановление качества изделий» радиоэлектроники можно обеспечить техническим обслуживанием и текущим ремонтом по эксплуатационной документации. Для кораблей, находящихся в эксплуатации с истекшими межремонтными сроками и изношенной материальной частью, усиленное техническое обслуживание не решает проблемы.

                 О закреплении за изготовителем (судостроительным предприятием) ТО и Р на весь жизненный цикл.
     Такая система широко распространена во всем мире. Фирма-поставщик создает свои или обеспечивает и аттестует дилерские сервисные центры, которые выполняют в полном объеме ТО и Р изделий фирмы. Продолжительное существование сервисных центров подтверждает их экономическую эффективность. Но необходимо учитывать, что, как правило, сервисные центры обслуживают изделия крупносерийного и массового производства с использованием специального оборудования и оснастки. Судостроительному предприятию создать сеть сервисных центров на флотах по крайней мере затруднительно, требуются большие материальные затраты, которые при практически единичной постройке кораблей не окупаются. Эти соображения вполне применимы и к предприятиям-изготовителям комплектующих изделий. Впрочем, в создании сервисных центров нет необходимости. На всех флотах еще сохранились судоремонтные заводы, способные в полной мере выполнять ТО и Р кораблей. В отличие от судостроительных предприятий и предприятий-изготовителей комплектующих изделий судоремонтные предприятия располагают широко универсальным производством, способным быстро перестраиваться под меняющуюся номенклатуру изделий с минимальными затратами на подготовку производства.             

 О документации для ТО и Р.
    Основной документацией для ТО и Р кораблей ВМФ, также как и для ВВТ всех родов войск являются эксплуатационные (ЭД) и ремонтные документы (РД) в комплекте со ссылочными документами. Предприятия, которые должны выполнять «сервисное» обслуживание, не в полной мере обеспечены ЭД. ЭД на корабль в целом отсутствует, ее разработка нормативными документами не предусмотрена. РД разработана и введена в действие в ВМФ менее, чем на 40% объектов ремонта, система разработки и обеспечения предприятий РД отсутствует. 
  Информационной основой для подготовки производства, планирования и организации ремонта на предприятиях Главного управления судоремонтных заводов ВМФ (ГУСРЗ ВМФ – в настоящее время не существует) являлась система типовой организационно-технической документации (ТОТД) по ТЗ 90-ОРЦ.230, утвержденному начальником ГТУ ВМФ. Структурная схема ТОТД представлена на рисунке 1.

 

    ТОТД является альтернативой рабочей технологической документации, которую разрабатывали предприятия Минсудпрома СССР. ТОТД существенно сокращает объем работ по подготовке производства к ремонту кораблей. В настоящее время, в связи с ликвидацией ГУСРЗ ВМФ и всех СРЗ ВМФ, существенно расширилась номенклатура ремонтируемых кораблей на каждом предприятии промышленности. В этих условиях обеспечить в полной мере подготовку производства, методами, существовавшими в Минсудпроме СССР, стало затруднительно. По-видимому, ТОТД остается безальтернативным вариантом.
    В данной статье затронуты только отдельные проблемы системы технического обслуживания и ремонта кораблей. Их конструктивное обсуждение на страницах Морского вестника позволит создать действенную систему технического обслуживания и ремонта кораблей.

 

 

          1.     Г.Н. Муру. О терминологии в среде технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВМФ // Морской вестник. 2013. № 3. С. 20
           2.     НЯДИ.000.0420.00.029. Корабли и суда ВМФ. Порядок выполнения работ по сервисному обслуживанию в процессе эксплуатации. Положение
       3.     АФВГ.360099.002. Положение о разработке, составлении и оформлении «Типовой ведомости сервисного обслуживания корабля (судна)»
         4.     «Положение об организации ремонта…» введено в действие приказом ГК ВМФ 1973 г. № 195 5.     ГОСТ РВ 0101 – 001 – 2007. Эксплуатация и ремонт изделий военной техники. Термины и определения

Новости
все новости