Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ Муру Г.Н. К 60-летию создания системы военного судоремонта

К 60-летию создания системы военного судоремонта

     

Г. Н. Муру, канд. техн. наук, ген. директор, ОАО «51 ЦКТИС»

контакт. тел. (812) 315 4945

опубликована в журнале "Морской вестник" №2 2014 год, стр. 29.

 

      2014 год в отечественном военном судоремонте отмечен несколькими памятными датами. 60 лет назад – 10 апреля 1954 г. – решением руководства страны впервые было принято решение о создании системы военного судоремонта. Это решение было вызвано рядом причин.

1.      Корабельный состав флота за период Великой отечественной войны увеличился. Например, на Северном флоте к 1945 г. количество кораблей возросло более чем вдвое (новостройки, поставки по лендлизу и переоборудованные по мобилизации гражданские суда), а к 1947 г. добавилось еще 175 трофейных кораблей.

2.      Напряженная эксплуатация и аварийно-боевые повреждения в годы войны, истечение межремонтных и полных сроков службы большинства кораблей и судов обеспечения, перебазирование флотов в необорудованные и необеспеченные инфраструктурой базы, значительное сокращение в результате войны производственных и трудовых ресурсов предприятий.

3.      Перегруженность предприятий министерств судостроительной промышленности, морского и речного флота, рыбного хозяйства программой нового строительства и восстановлением собственного судового состава.

4.      Неудовлетворительное исполнение ежегодных государственных планов увеличения судоремонтных мощностей военно-морских сил.

5.      Имеющиеся судоремонтные мощности покрывали менее 50% потребностей флота. И, как следствие, нарастала доля небоеготовых кораблей и судов флота.

      В рамках создания системы военного судоремонта в структуре Военно-морского министерства было сформировано Главное управление судоремонтных заводов (ГУ СРЗ). Оно формировалось как единый организм, которому напрямую подчинялись основные судоремонтные заводы, предприятия по изготовлению запасных частей и ремкомплектов, а также базы технического имущества. Кроме того, в его составе предусматривалось создание отраслевых конструкторско-технологических организаций в центре и районах базирования флота,.

      Наделение ГУ СРЗ правами промышленного главка позволило значительно увеличить возможности по расширению производственной базы, привлечению кадров, основанию эффективной межзаводской кооперации и обеспечению материалами и запчастями.

        Именно целостность отрасли являлась залогом ее эффективного функционирования.

     К концу 80‑х гг. ГУ СРЗ развилось в полноценную промышленную отрасль, в составе которой на 38 предприятиях трудилось более 50 000 человек.   

     Задачи, стоящие перед судоремонтной отраслью ВМФ по удовлетворению потребностей флота в комплексном ремонте и доковании кораблей, выполнению работ по подготовке кораблей и судов к несению боевой службы, достойно решались в пределах выделенных ассигнований на эти цели. Во многом успехи отрасли обеспечивались за счет разработки и проведения единой научно-технической политики, углубления специализации и кооперирования, рационального размещения и развития производства, перспективного развития технических средств и организации прогрессивного нормирования трудовых и материальных затрат.

       Как показало время, решение о создании системы судоремонта полностью себя оправдало.

     До сих оперативный ремонт кораблей и судов в районах базирования флота обеспечивается предприятиями, создание и развитие которых проходило в рамках ГУ СРЗ.Высокий профессионализм специалистов позволяет им успешно руководить ремонтными предприятиями, входящими теперь в состав «Объединенной судостроительной корпорации» и «Оборонсервиса». Несмотря на то, что в ходе реформирования вооруженных сил в 2009 г. Управление СРЗ ВМФ было ликвидировано, традиции, заложенные отцами-основателями, сохраняются.

        В числе предприятий, созданных 60 лет назад в рамках системы военного судоремонта, было центральное конструкторское бюро ВМФ, сегодня это «51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта» (51 ЦКТИС). Институт создавался как отраслевой центр обеспечения всех видов подготовки предприятий ГУ СРЗ ВМФ к ремонту кораблей, судов и иных плавсредств. Принципиальным отличием условий работы института сегодня является отсутствие в отрасли органов, формирующих единую техническую политику. Это во многом отражается и на деятельности судоремонтных предприятий различной мощности и форм собственности.

     В качестве сохранения и развития заложенных в систему судоремонта, норм и правил институт осуществляет деятельность по комплексному конструкторско-технологическому сопровождению ремонтно-восстановительных работ на кораблях и судах ВМФ.

        У нас ежегодно действуют договорные отношения с 20–30 предприятиями, осуществляющими те или иные виды технического обслуживания и ремонта корабельной техники. Мы оказываем услуги и выполняем работы как по конст­рукторско-технологическому сопровождению выполняемых предприятиями работ, так и по обеспечению заводов всеми видами документации.

        Надо признать, что уже несколько лет практически все предприятия – исполнители ремонта корабельной техники загружены заказами более чем на 100%. Вместе с тем сегодня основной особенностью ремонтно-восстановительных работ является отсутствие системности, плановости и, как следствие, характеризуются недостаточностью подготовки производства, несвоевременным изучением и слабым использованием организационно-технической и конструкторской документации. Отступления от этих норм и правил ведет к увеличению сроков и стоимости работ, страдает качество.

     Декларации о необходимости создания органа, обеспечивающего разработку и проведение единой научно-технической политики в области ремонта, восстановления и модернизации корабельной техники, пора реализовывать. Это позволит:

–       определить специализацию предприятий;

–       перейти от решения разовых сиюминутных задач к планомерной подготовке производства;

–       актуализировать идеологию построения ремонтной документации;

–       возобновить разработку и поставку ремонтно-технологического оборудования нового поколения;

–       обеспечить централизованное обучение персонала ремонтных предприятий в организациях-проектантах и у изготовителей комплектующих изделий;

–       обеспечить плановые проверки освоения ремонта техники и контроля технологической дисциплины непосредственно на предприятиях.

       Востребованность этих мероприятий очевидна. Реализация их устранит большое количество препятствий на пути поддержания боеготовности флота.

 

Литература

1.      История отечественного военного судоремонта. – т. 3. – СПб.: Гангут.   

Новости
все новости