Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ Муру Г. Н. Шкодин Д.А. Использование информационной модели корабля в системе технического обслуживания и ремонта корабля

Использование информационной модели корабля в системе технического обслуживания и ремонта корабля

к.т.н. Муру Г.Н.(ОАО «51 ЦКТИС»)
Шкодин Д.А. (ОАО «51 ЦКТИС»)

опубликована в журнале "Морской вестник" №2 2010 год, стр. 30-32.

    Мировая практика создания высокотехнологичной  продукции  предусматривает сегодня создание информационной модели  обеспечивающей  сопровождение  продукции на всех этапах её жизненного цикла.
     В рамках пилотных проектов  ЦМКБ «Алмаз», «Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», «СЗ «Северная верфь»,  «СПКБ», КБ «Вымпел» и другие предприятия активно  разрабатывают информационные модели корабля (ИМК)  в военном кораблестроении, оживлённые дискуссии о ходе работ проводятся как НТО им. А.Н. Крылова, так и органами управления ОАО «ОСК».
    ИМК, создаваемые сегодня проектантами и заводами-строителями, направлены в основном на  информационное взаимодействие  в  системе  «ЦКБ – завод-строитель».
  Вместе с тем, в информационных моделях практически отсутствует система взаимодействия «проектант – завод-строитель – эксплуатирующая организация».
     ЦКБ-проектанты в настоящее время, как правило, самостоятельно не разрабатывают ремонтные документы. Декларация о «снижении стоимости владения» сводится к обоснованию затрат на применение дорогостоящих САПР, создание ИЭТР, каталогов ЗИП  в процессе проектирования и строительства.
  Общеизвестно, что за весь период эксплуатации затраты на ЗИП, ремонт и техническое обслуживание превышают стоимость нового оборудования: машин в 5-12 раз, радиотехнического оборудования – в10-12 раз, военной техники - в 20 раз.  А такой важный инструмент «снижения стоимости владения», как интегрированная логистическая поддержка корабля формируется без блока планирования технического обслуживания и ремонта и разработки ремонтной документации.
     В создаваемых ИМК, как правило, отсутствует система ТО и Р спроектированная с учетом автоматизированной вахтенной отчетности анализа данных встроенных систем диагностики, «электронного формуляра» корабля, «электронной ремонтной ведомости».
  Учитывая данное обстоятельство, необходимо признать, что   основное предназначение информационных моделей – «уменьшение стоимости владения изделием» - в значительной степени не обеспечивается.
    В соответствии с требованиями ГОСТ 15.601-98 (Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения.) информационное обеспечение системы технического обслуживания и ремонта изделия включает документы следующих видов:
     - конструкторские, в том числе эксплуатационные и ремонтные;
     - технические условия на ремонт;
     - организационно-технические;
     - технологические;
  - данные контроля эффективности функционирования системы технического обслуживания и ремонта изделия.
       К сожалению, требования этого ГОСТа относятся к изделиям машиностроения и  не используются  в военном кораблестроении для корабля в целом.
    Отсутствие в информационных моделях кораблей полноценного блока системы технического обслуживания и ремонта усложняет информационное  взаимодействие в системе «проектант– завод-строитель – эксплуатирующая организация».
     Спроектированный технологический процесс технического обслуживания и ремон-та с использованием РКД верфи, эксплуатационной и ремонтной документации в условиях применения информационных технологий может показать все недостатки проектно-конструкторских решений и обеспечит возможность их устранения.
    Более того,  проектирование процесса технического обслуживания и ремонта по данным ИМК позволяет сравнить требования ТТЗ, данные технического проекта и результаты строительства, которые могут уточнить стоимость владения корабля, обоснованную расчетами по надежности и долговечности на стадии технического проекта.
      В ВМФ планирование даже разработанных элементов ТО и Р с учетом ИМК еще не реализовано ни на одном проекте, что во многом обусловлено не урегулированностью вопросов внедрения информационных моделей корабля в повседневную деятельность ВМФ. В тоже время планирование технического обслуживания и ремонта судового состава по требованиям и правилам классификационных обществ давно свершившийся факт.
      В условиях адаптации системы сервисного обслуживания  и ремонта ВВТ к новому облику ВС РФ на разработчика и производителя предлагается  возложить задачу технического обслуживания и ремонта для готовности ВВТ к использованию.
    Решение этого задания потребует от исполнителя и заказчика  наличие системы взаимодействия для получения информации о техническом состоянии ВВТ по данным эксплуатации, прогнозирования отказов и планирования работ, с обоснованием стоимости ТО и Р по требованиям  ФЗ № 94-2005г.
   Для реализации задач сервисного обслуживания и ремонта,  «снижения стоимости владения» за счет применения информационных технологий жизненного цикла корабля представляется необходимым:
   
1.На стадии технического проекта наряду с традиционными документами представляемыми в доказательство достигнутого уровня приспособленности к техническому обслуживанию и ремонту (соответствию заданных количественных показателей ремонтопригодности в ТТЗ и полученных расчетным путем) подтверждать данные расчетов проектированием системы технического обслуживания и ремонта с использованием ИМК.
    Проектировать процесс технического обслуживания и ремонта корабля, основанных на данных ИМК.
    На базе спроектированного процесса проводить повторную оценку стоимости жизненного цикла корабля с демонстрацией на ИМК.
      2. На стадии разработки РКД и строительства разрабатывать документацию для сервисного обслуживания и ремонта, ибо её отсутствие противоречит концепции ИПИ-технологий и не подтверждает того, что проектантом сделано все для «снижения стоимости владения».
      Разрабатывать проект  технологического процесса сервисного обслуживания и ремонта корабля с использованием ИМК до уровня исполнителей.
       По идеологии  п. 4.1. ГОСТ Р В 50666-94 этот проект  кроме ремонтных документов на корабль (РДК), включает:
              - отдельные документы технического проекта корабля;
              - неполный комплект рабочих конструкторских документов верфи;
              - неполный комплект судовых эксплуатационных документов;
              - комплект КД  на спецсредства технологического оснащения;
              - комплект документов для ремонта комплектующих корабль изделий;
              - технологические и организационно-технические документы.
   Таким образом будет получен «блок планирования ТО и Р», работающий на основании данных учета технического состояния, встроенных систем диагностики , автоматизированного учета наработки.
    Одним из результатов  функционирования блока планирования ТО и Р в ИМК должна стать технологическая (типовая ремонтная) ведомость с нормированными:
              - трудовыми затратами;
              - расходом ЗИП и материалов;
              - другими ресурсами и средами.
     После поступления от корабля информации по отказам и наработке  на базе этой ведомости можно оперативно формировать ремонтную ведомость корабля, цену и сроки  выполнения работ.

Новости
все новости