О разработке нового стандарта

5 Марта 2020


Ю.И. Витенбергский

    АО «51 ЦКТИС» закончена разработка государственного военного стандарта ГОСТ РВ «Корабли и суда ВМФ. Система технического обслуживания и ремонта. Порядок подготовки производства предприятий к сервисному обслуживанию и ремонту. Основные положения». Стандарт разработан впервые на основе стандартов Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). При этом в разработанном стандарте с учетом специфики судоремонта рассматривается не только технологическая подготовка производства (ПП), как это предусмотрено для изделий машиностроения по ЕСТПП, но и другие виды ПП: организационная ПП, конструкторская ПП, материально-техническая ПП, капитальное строительство, реконструкция и техническое перевооружение, подготовка кадров.

Окончательная редакция проекта стандарта согласована с заинтересованными организациями в соответствии с техническим заданием на его разработку и представлена для принятия в головную организацию Госстандарта (ФГУП «Стандартинформ»).

Стандарт устанавливает:

-   организационную структуру системы подготовки производства;

-  состав задач подготовки производства, решаемых на разных этапах подготовки производства (перспективной, предварительной и оперативной) и уровнях принятия решений (уровень предприятия и уровень корпорации);

-   порядок функционирования системы подготовки производства.

Стандартом установлен единый для всех предприятий состав задач подготовки

производства. Решение о закреплении задач за подразделениями предприятий принимается каждым предприятием самостоятельно.

При разработке стандарта не были решены принципиальные вопросы, которые выходят за рамки правил стандартизации и требуют решения на уровне федеральных органов власти.

К ним относятся:

1. Отсутствие специализации предприятий по ремонту кораблей определенных проектов.

В настоящее время предприятия, при действующей системе планирования ГОЗ, не располагают информацией, необходимой для осуществления перспективной ПП: определения необходимости строительства или реконструкции цехов, участков, причальных и судоподъёмных сооружений, изготовления или приобретения специального технологического оборудования и сложной оснастки и других мероприятий, требующих длительного срока исполнения. Предприятия узнают о номенклатуре кораблей, подлежащих ремонту, только после получения плана ремонта кораблей, когда уже не остается времени на осуществление перспективной ПП.

Установление специализации вступает в противоречие с антимонопольным законодательством, и решить этот вопрос по-видимому можно только путем изменеия отдельных позиций федерального законодательства.

2. Отсутствие у предприятий средств для финансирования подготовки производства.

Затраты на мероприятия предварительной и оперативной ПП в значительной степени могут быть отнесены на стоимость ремонта кораблей, но такая возможность в соответствии с законодательством появляется только после заключения контракта на ремонт конкретного корабля и получения аванса. Расходовать временно свободные средства, полученные по другим госконтрактам, законодательством не допускается.

Кардинально эта проблема может быть решена изменением законодательства: должно быть допущено расходование средств с одного госконтракта для осуществления предварительной ПП к другому госконтракту с последующей компенсацией затрат или заключением отдельных контрактов на подготовку производства. Оба варианта требуют решения на уровне федеральных органов власти.