Анализ восстановления работоспособности систем дистанционного автоматизированного управления главных и вспомогательных двигателей, общекорабельных систем на кораблях иностранной постройки

Морском вестнике № 4 2019

Автор: В.Л. Кудинов, начальник сектора АО «51ЦКТИС», 

В настоящее время в составе ВМФ России находятся в эксплуатации более 70 кораблей и судов иностранной постройки и их модификаций, срок службы которых составляет 28 лет и более. Последние корабли были введены в состав ВМФ России в 1991 г. Учитывая темпы обновления корабельного состава ВМФ, эти корабли и суда будут эксплуатироваться еще довольно продолжительное время.

В связи с этим работоспособность средств автоматизации кораблей и судов иностранной постройки, влияющая на взрывопожаробезопасность и навигационную безопасность, должна поддерживаться в процессе сервисного обслуживания или ремонта в обеспечение дальнейшей эксплуатации. При этом исполнители сервисного обслуживания и ремонта сталкиваются со следующими проблемами: отсутствием запасных частей (ЗИП) и комплектующих изделий вследствие снятия их с производства, а также конструкторской документации на изделия и их составные части, отсутствием ремонтной документации на изделия. Кроме того, влияет и санкционная политика в отношении Российской Федерации.

Средства автоматизации, которыми оснащены корабли и суда иностранной постройки, технически и морально устарели и в связи с этим в настоящее время сняты с производства иностранными фирмами, прекращено производство комплектующих изделий, на складах технических управлений флотов запасы ЗИП исчерпаны. Возможна закупка комплектующих изделий, хранящихся в том числе за пределами Российской Федерации, применение которых в дальнейшем осуществляется в соответствии с «Решением о порядке применения запасных частей, комплектующих изделий, снятых с производства...». Это требует дополнительных затрат, как финансовых, так и временных. Специализированные ремонтные предприятия в такой ситуации вынуждены применять аналоги зарубежных комплектующих изделий, подбор которых из-за отсутствия или недостаточности сведений об их технических характеристиках затруднен. Кроме того, для установки аналога нередко требуется его доработка.

Отсутствие или недостаточность сведений о технических характеристиках импортных изделий особенно характерно для электрорадиоизделий (ЭРИ). Поиск в различных справочниках или в интернете не всегда приводит к положительному результату. 

Для некоторых изделий аналогов в настоящее время не существует. Так, например, отсутствуют аналоги пневматических преобразователей уровня мембранных типа А108, установленных в системе контроля уровня пресной воды UKP 13 судна пр. В320/П. Аналоги некоторых типов микросхем, примененных в системе «Урса- дат 4100», аналоги тиристорных блоков выпрямителей тока гребных установок килекторов корабля пр. 141 постройки ГДР также отсутствуют. В том случае, если подобран отечественный или импортный аналог комплектующего изделия, подходящий по своим основным техническим характеристикам для замены вышедшего из строя, то в большинстве случаев требуется доработка места его установки с выпуском конструкторской документации, что связано с дополнительными затратами, временными и материальными. Если для замены светосигнальной арматуры, кнопок, переключателей и т.п. доработка панелей пультов, щитов минимальна, то замена реле типа R15-M, реле времени типа mRTe-40, RTa-61, RTB-01, применяемых в системах дистанционного автоматизированного управления главных двигателей и дизель-генераторов (ДАУ ГД, ДАУ ДГ) на судах польской постройки (пр. 775, пр. B320/II, пр. 864 и др.), реле RELOG на судах постройки ГДР (пр. 141, пр. 145 и др.) потребуется доработка места установки и электромонтажа, так как аналоги имеют другие габариты, крепление и подсоединение проводов внешнего электромонтажа. В составе отчетной документации кораблей и судов иностранной постройки конструкторская документация на оборудование систем автоматизации в полном объеме не передавалась. Как правило, в объем такой документации входили: технические описания; схемы электрические принципиальные; схемы подключения; спецификации систем,пультов, щитов; габаритные чертежи оборудования, таблицы уставок датчиков, перечни контролируемых параметров. Для разработки конструкторской документации на доработку приборов этих материалов недостаточно и требуется проведение эскизирования на корабле.

Вносить изменения в конструкторскую документацию на комплектующие изделия может предприятие- держатель подлинников (ГОСТ 2.503, ГОСТ2.603, ГОСТ РВ 15.701), которым в большинстве случаев является предприятие-изготовитель. В настоящее время вопрос правомочности внесения изменений в комплектующие изделия зарубежного производства организациями, выполняющими сервисное обслуживание или ремонт, не определен. В соответствии с решением заместителя министра обороны РФ от 16.07.2014 г. функции проектанта кораблей и судов иностранной постройки возложены на АО «51 ЦКТИС». Все вопросы, связанные с авторским надзором, модернизацией корабля, заменой комплектующих изделий, находятся в его ведении. Но это решение не отражает порядок и организацию работ по внесению изменений в комплектующие изделия. Данный вопрос уже рассматривался в январе 2017 г. на межотраслевом совещании по проблемным вопросам сервисного обслуживания, ремонта и проведения модернизации на кораблях (судах) ВМФ иностранной постройки с участием представителей промышленности и командования ВМФ России. По результатам совещания предприятия, головные исполнители Государственного оборонного заказа (ГОЗ) должны были подать предложения по номенклатуре судового оборудования, предприятия-разработчики которого отсутствуют, а также по выбору правопреемников предприятий-разработчиков. Однако никаких предложений головными исполнителями ГОЗ подано не было. Исполнители сервисного обслуживания и ремонта кораблей и судов иностранной постройки стараются согласовать замену зарубежных комплектующих с АО «51 ЦКТИС», что не является функцией проектанта корабля. Возложение этих функций на АО «51 ЦКТИС» невозможно вследствие отсутствия соответствующей технической, документальной базы, соответствующих специалистов. Необходимо совместное решение Минобороны и Минпромторга России, в котором должны быть определены профильные предприятия, которые сопровождают изделия импортного производства на всем этапе жизненного цикла и которые будут правомочны вносить изменения в изделия иностранного производства.

Анализ ремонтных ведомостей, составленных личным составом кораблей иностранной постройки, актов дефектации, результатов выполненных заводских ремонтов средств автоматизации говорит о том, что их работоспособное состояние восстанавливается путем замены вышедших из строя узлов, деталей, комплектующих изделий, т.е. проводится текущий ремонт или ремонт по техническому состоянию (определение видов ремонта по ГОСТ 18322-2016). Причем по объему выполненных работ эти ремонты могут быть близки к среднему ремонту. Подход к ремонту средств автоматизации по техническому состоянию может применяться, но, учитывая срок службы изделий и их комплектующих (28 лет и более), вероятен выход из строя после проведенного ремонта комплектующих, работоспособных на момент ремонта. В авиации есть определенный опыт эксплуатации агрегатов систем автоматического управления (САУ) двигателями самолетов и вертолетов по техническому состоянию с контролем уровня безотказности. Но для перехода на систему эксплуатации САУ двигателями самолетов и вертолетов по техническому состоянию с контролем уровня безотказности был выполнен целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

-     организацию и обеспечение сбора, обработки и анализа информации о САУ, находящихся в эксплуатации;

-     расчетно-экспериментальный анализ показателей безотказности САУ;

-    оценку возможностей своевременного выявления и предупреждения возникающих неисправностей или отказов САУ;

-    анализ экономической эффективности применения системы эксплуатации САУ двигателями по техническому состоянию с контролем уровня безотказности и учетом затрат на техническое оснащение, подготовку кадров и другие подготовительные работы;

-    разработку методических указаний о переводе эксплуатации САУ двигателями на эксплуатацию по техническому состоянию с контролем уровня безотказности;

-    разработку программы технического обслуживания САУ двигателями при эксплуатации по техническому состоянию.

Переход на данную систему применительно к системам автоматизации кораблей и судов иностранной постройки нецелесообразен ввиду сложности организации и отсутствия экономической эффективности.

Системы автоматизации кораблей и судов иностранной постройки разработаны в 80-х гг. прошлого столетия. Они физически изношены, технически устарели и не соответствуют уровню развития современных систем, построенных на основе микропроцессорной техники. Например, на кораблях пр. Р5757 финской постройки установлена комплексная система управления и контроля SELMA-2 фирмы STROMBERG/ АВВ (Швеция/Финляндия), обеспечивающая управление и контроль всех механизмов и устройств судна из единого центра. Система построена на основе микропроцессорного комплекта 8086/8087 фирмы INTEL (США), сегодня устаревшего. Информация выводится на устаревшие мониторы с электронно-лучевой трубкой. Гибкие магнитные диски с настройками системы размагнитились, и считывание информации с них невозможно.

На ряд кораблей наложены ограничения по использованию систем ДАУ ГД, пультов управления общекорабельных систем (ОКС), систем измерения уровня в танках и т.п. Управление в этих случаях проводится с местных постов управления.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразно проведение модернизации систем автоматизации кораблей и судов иностранной постройки и, в первую очередь, систем ДАУ ГД, ДГ и ОКС на основе современной микропроцессорной техники.