Автор: Т. И. Степанова, инженер-конструктор 3-й категории АО «51ЦКТИС»
Все страны, имеющие выход к морю, нуждаются в мощных и современных военно-морских силах, потенциал которых достаточен для выполнения поставленных задач.
В настоящее время Минобороны России и промышленность реализуют Государственную программу вооружений, рассчитанную до 2020 г. Кроме того, сейчас военные и промышленники формируют новый аналогичный план, который будет реализовываться с 2016 по 2025 г. В обеих программах особое внимание должно уделяться обновлению военно-морского флота. В интересах ВМФ России планируется провести ремонт и модернизацию ряда кораблей.
Для улучшения отдельных тактико-технических элементов (далее - ТТЭ) и эксплуатационных качеств кораблей, внедрения на них более современных видов вооружения и техники специальными решениями может предусматриваться переоборудование или модернизация кораблей, а также выполнение модернизационных работ.
Модернизация корабля предназначена для проведения комплекса работ по специально разработанному проекту, в результате выполнения которого изменяются его отдельные ТТЭ, но основное назначение остается прежним. Модернизация характеризуется заменой устаревших образцов вооружения и техники новыми, более современными.
В связи с совершенствованием микроэлектронной и микропроцессорной
элементной базы, появлением новых средств получения и обработки информации разрабатываются и внедряются новые устройства и системы, в том числе и в области навигационной безопасности.
В данной статье изложены обоснования и результаты проектно-конструкторской работы, связанной с заменой устаревшей навигационной радиолокационной станции (далее - HPJIC) корабля, проходящего плановый ремонт, на современную навигационную станцию.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В настоящее время можно выделить следующие НРЛС:
НРЛС для ВМФ:
- МР-212/201 - навигационная РЛС «Вайгач-У»;
- МР-212/201-1 - навигационная РЛС «Вайгач-У-Наяда-М»;
- МР-312 - навигационная РЛС «Наяда» для НК. Антенный пост МР-312 для ВМФ внешне похож на «Вайгач»;
- МР-231 НПО «Горизонт», комплектуется тремя видами антенн: 1,6 м (или 1,495 м) 2,5 м и 3 м;
- МР-231-1 «Пал» - комплектуется двумя видами антенн: 1,6 м, у которой волновод заходит справа, и 3 м - волновод слева;
МР-231-2 «Лиман» - нет кожуха электродвигателя, который выступает с тыльной стороны ОПУ, ^ 1,495 м;
- МР-231-3 «Вайгач» - антенна зеркальная;
- МР-231-4«Галс»-антенна закрытого типа.
НРЛС для гражданского флота:
«Наяда-25М 1»; «Наяда-25МЕ»; «На- яда-25М1Р»; «Наяда-34М»; «Ли- ман-18М1»; «Галс».
На сегодняшний день можно сказать, что НРЛС МР-231 по многим ключевым тактико-техническим характеристикам (дальность обнаружения, точность определения координат цели, разрешающая
способность и др.) превосходит отечественный прототип и не уступает зарубежному аналогу.
В связи с этим основной задачей проектно-конструкторской работы являлась разработка проекта по замене на одном из кораблей ВМФ польской постройки навигационной РЛС МР 212/201 на НРЛС МР-231.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАМЕНЫ НРЛС НА СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛОГ
Для обеспечения нормальной эксплуатации кораблей и эффективной деятельности всего ВМФ необходимо своевременное и планомерное проведение их ремонтов, переоборудование и модернизация.
Основными недостатками устаревшего оборудования являются: низкая ремонтопригодность в связи с отсутствием запчастей, простои из-за выхода из строя отдельных узлов оборудования, большие затраты времени на поиск неисправности. Для решения этих проблем наилучшим способом является установка современного оборудования в замен устаревшего.
При развитии НРЛС предусматривалось полное удовлетворение рекомендаций Международной организации по спасению человеческих жизней на море на основе применения более совершен
ной вычислительной техники и элементной базы при сохранении принципов базовости РЛС и модульности исполнения отдельных устройств.
Основные преимущества современных НРЛС:
- расширение функциональных возможностей;
- реализация эффективных автоматических режимов контроля обстановки;
- повышение помехозащищенности;
- повышение надежности;
- повышение информативности.
В результате проведенного анализа основных тактико-технических характеристик и требований к средствам навигации командованием ВМФ РФ определено, что в настоящее время для освещения ближней надводной обстановки наиболее подходящим средством является базовый ряд НРЛС МР-231, который соответствует требованиям IMO, IEC, Российского морского регистра судоходства и требованиям военных стандартов России.
НРЛС МР-231 (в дальнейшем именуемая «станция») предназначена для обеспечения навигации и повышения безопасности катеров и кораблей ВМФ.
Установка данной НРЛС взамен МР-212/201 позволит:
- сохранить расчетную электромагнитную совместимость радиотехнических систем корабля;
- расширить функциональные возможности получения информации о навигационной обстановке;
- реализовать эффективный автоматический режим контроля обстановки;
- внедрить скрытные режимы работы РЛС и повысить ее помехозащищенность;
- повысить надежность используемой техники корабля ВМФ;
- повысить информативность получаемой информации о навигационной обстановке.
Существующий опыт использования модификаций НРЛС МР-231 на кораблях отечественной постройки (пр. 1135М, 12411,1791Р, 20380,1155) показал, что наиболее приемлемый вариант из всего базового ряда РЛС для данного проекта корабля является НРЛС МР-231-2 «Лиман» (рис. 1).
Станция обеспечивает:
- работу в круговом и секторном режимах;увеличение масштаба выбранного участка изображения с отдельной его индикацией на дополнительном поле экрана;
- ориентацию изображения: КУРС, СЕВЕР, КУРС СТАВ;
- режим стабилизации истинного движения относительно воды или грунта со смещением центра ра,звертки в пределах 2/3 радиуса изображения;
- автообнаружение и сигнализацию о нахождении целей в охранной зоне;
- следы относительного и истинного движения целей с регулируемым временем их длительности;
- автоматическое сопровождение не менее 50 целей с индикацией параметров движения и параметров сближения с предупреждением об опасности столкновения и имитацией маневров на расхождение (средство автоматической радиолокационной прокладки);
- стабилизацию изображения и графической информации относительно воды и грунта;
- наложение электронной карты на радиолокационное изображение;
- контроль якорной стоянки;
- взаимодействие с широким перечнем сопрягаемой аппаратуры. Программное обеспечение станции
для измерения координат целей позволяет формировать:
- визиры направления и дальности;
- электронную линейку;
- координатный маркер.
На монитор (индикаторное устройство) выводятся:
- географические координаты;
- курс, скорость; - глубина под килем;
- текущее время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проектно-конструкторской работы были определены целесообразное размещение приборов на местах и в помещениях, подлежащих демонтажу радиолокационных средств навигации, а также прохождение межприборных кабелей МР-231 по существующим кабель-трас - сам, подлежащих демонтажу радиолокационных средств.
Была разработана схема соединений станции с другими изделиями: «Сегмент», «Курс-10-II», «Кама-НСВ», лаг ИЭЛ-1, изделие Р-730М, «Бриз-ПЛ». Также был разработан чертеж фундамента под модуль АП на площадке главной мачты.
Помещения, предназначенные для размещения и установки приборов и модулей станции МР-231, рассчитаны на обеспечение:
- нормального освещения рабочих мест обслуживающего персонала;
- свободного доступа к лицевым панелям • приборов и модулей для технического обслуживания и ремонта, а также для подключения контрольно-измерительной аппаратуры (зона обслуживания модулей не превышает 1000 м)
Рис. 1. Антенна НРЛС МР-231-2 «Лиман», разработчик - НПО «Горизонт»
- зазора не менее 150 мм между приборами и модулями станции и другим корабельным оборудованием или переборками, необходимого для нормального теплообмена с окружающей средой;
- возможности открывания крышек приборов и модулей и выдвижения блоков в соответствии с указаниями габаритных чертежей модулей или в соответствии с ТУ;
- отсутствия паров кислот и других веществ, вызывающих коррозию. Таким образом, в процессе проектноконструкторской работы по модернизации одного из кораблей ВМФ иностранной постройки с целью замены устаревшей НРЛС на современный аналог был обоснован выбор новой радиолокационной станции и разработана конструкторская документация проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Технические условия ЖИРЕ.461524. 002 ТУ1;
2. Инструкция по монтажу, пуску и регулированию ЖИРЕ.461524.002 ИМ;
3. Руководство по эксплуатации ЖИРЕ. 461524.002-400 РЭ;
4. Отчетная эксплуатационная документация по судну.