Обоснование конструкторских решений по модернизации корабля ВМФ с целью замены РЛС на современный аналог

Морской вестник №3(59) 2016

  Автор: Т. И. Степанова, инженер-конструктор 3-й категории  АО «51ЦКТИС»


Все страны, имеющие выход к морю, нуждаются в мощных и современных военно-морских силах, потенциал которых достаточен для выполнения поставленных задач.

В настоящее время Минобороны России и промышленность реализуют Государственную программу вооружений, рассчитанную до 2020 г. Кроме того, сейчас военные и промышленники формируют новый аналогичный план, который будет реализовываться с 2016 по 2025 г. В обеих программах особое внимание должно уделяться обновлению военно-морского флота. В интересах ВМФ России планируется провести ремонт и модернизацию ряда кораблей.

Для улучшения отдельных тактико-технических элементов (далее - ТТЭ) и эксплуатационных качеств кораблей, внедрения на них более современных видов вооружения и техники специальными решениями может предусматриваться переоборудование или модернизация кораблей, а также выполнение модернизационных работ.

Модернизация корабля предназначена для проведения комплекса работ по специально разработанному проекту, в результате выполнения которого изменяются его отдельные ТТЭ, но основное назначение остается прежним. Модернизация характеризуется заменой устаревших образцов вооружения и техники новыми, более современными.

В связи с совершенствованием микроэлектронной и микропроцессорной

элементной базы, появлением новых средств получения и обработки информации разрабатываются и внедряются новые устройства и системы, в том числе и в области навигационной безопасности.

В данной статье изложены обоснования и результаты проектно-конструкторской работы, связанной с заменой устаревшей навигационной радиолокационной станции (далее - HPJIC) корабля, проходящего плановый ремонт, на современную навигационную станцию.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В настоящее время можно выделить следующие НРЛС:

НРЛС для ВМФ:

- МР-212/201 - навигационная РЛС «Вайгач-У»;

- МР-212/201-1 - навигационная РЛС «Вайгач-У-Наяда-М»;

- МР-312 - навигационная РЛС «Наяда» для НК. Антенный пост МР-312 для ВМФ внешне похож на «Вайгач»;

-     МР-231 НПО «Горизонт», комплектуется тремя видами антенн: 1,6 м (или 1,495 м) 2,5 м и 3 м;

-     МР-231-1 «Пал» - комплектуется двумя видами антенн: 1,6 м, у которой волновод заходит справа, и 3 м - волновод слева;

МР-231-2 «Лиман» - нет кожуха электродвигателя, который выступает с тыльной стороны ОПУ, ^ 1,495 м;

-     МР-231-3 «Вайгач» - антенна зеркальная;

-     МР-231-4«Галс»-антенна закрытого типа.

НРЛС для гражданского флота:

«Наяда-25М 1»; «Наяда-25МЕ»; «На- яда-25М1Р»; «Наяда-34М»; «Ли- ман-18М1»; «Галс».

На сегодняшний день можно сказать, что НРЛС МР-231 по многим ключевым тактико-техническим характеристикам (дальность обнаружения, точность определения координат цели, разрешающая

способность и др.) превосходит отечественный прототип и не уступает зарубежному аналогу.

В связи с этим основной задачей проектно-конструкторской работы являлась разработка проекта по замене на одном из кораблей ВМФ польской постройки навигационной РЛС МР 212/201 на НРЛС МР-231.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАМЕНЫ НРЛС НА СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛОГ

Для обеспечения нормальной эксплуатации кораблей и эффективной деятельности всего ВМФ необходимо своевременное и планомерное проведение их ремонтов, переоборудование и модернизация.

Основными недостатками устаревшего оборудования являются: низкая ремонтопригодность в связи с отсутствием запчастей, простои из-за выхода из строя отдельных узлов оборудования, большие затраты времени на поиск неисправности. Для решения этих проблем наилучшим способом является установка современного оборудования в замен устаревшего.

При развитии НРЛС предусматривалось полное удовлетворение рекомендаций Международной организации по спасению человеческих жизней на море на основе применения более совершен

ной вычислительной техники и элементной базы при сохранении принципов базовости РЛС и модульности исполнения отдельных устройств.

Основные преимущества современных НРЛС:

-      расширение функциональных возможностей;

-      реализация эффективных автоматических режимов контроля обстановки;

-      повышение помехозащищенности;

-      повышение надежности;

-      повышение информативности.

В результате проведенного анализа основных тактико-технических характеристик и требований к средствам навигации командованием ВМФ РФ определено, что в настоящее время для освещения ближней надводной обстановки наиболее подходящим средством является базовый ряд НРЛС МР-231, который соответствует требованиям IMO, IEC, Российского морского регистра судоходства и требованиям военных стандартов России.

НРЛС МР-231 (в дальнейшем именуемая «станция») предназначена для обеспечения навигации и повышения безопасности катеров и кораблей ВМФ.

Установка данной НРЛС взамен МР-212/201 позволит:

-      сохранить расчетную электромагнитную совместимость радиотехнических систем корабля;

-      расширить функциональные возможности получения информации о навигационной обстановке;

-      реализовать эффективный автоматический режим контроля обстановки;

-      внедрить скрытные режимы работы РЛС и повысить ее помехозащищенность;

-      повысить надежность используемой техники корабля ВМФ;

-      повысить информативность получаемой информации о навигационной обстановке.

Существующий опыт использования модификаций НРЛС МР-231 на кораблях отечественной постройки (пр. 1135М, 12411,1791Р, 20380,1155) показал, что наиболее приемлемый вариант из всего базового ряда РЛС для данного проекта корабля является НРЛС МР-231-2 «Лиман» (рис. 1).

Станция обеспечивает:

-      работу в круговом и секторном режимах;увеличение масштаба выбранного участка изображения с отдельной его индикацией на дополнительном поле экрана;

-     ориентацию изображения: КУРС, СЕВЕР, КУРС СТАВ;

-     режим стабилизации истинного движения относительно воды или грунта со смещением центра ра,звертки в пределах 2/3 радиуса изображения;

-     автообнаружение и сигнализацию о нахождении целей в охранной зоне;

-     следы относительного и истинного движения целей с регулируемым временем их длительности;

-     автоматическое сопровождение не менее 50 целей с индикацией параметров движения и параметров сближения с предупреждением об опасности столкновения и имитацией маневров на расхождение (средство автоматической радиолокационной прокладки);

-     стабилизацию изображения и графической информации относительно воды и грунта;

-     наложение электронной карты на радиолокационное изображение;

-     контроль якорной стоянки;

-     взаимодействие с широким перечнем сопрягаемой аппаратуры. Программное обеспечение станции

для измерения координат целей позволяет формировать:

-     визиры направления и дальности;

-     электронную линейку;

-     координатный маркер.

На монитор (индикаторное устройство) выводятся:

-     географические координаты;

-     курс, скорость; - глубина под килем;

-     текущее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проектно-конструкторской работы были определены целесообразное размещение приборов на местах и в помещениях, подлежащих демонтажу радиолокационных средств навигации, а также прохождение межприборных кабелей МР-231 по существующим кабель-трас - сам, подлежащих демонтажу радиолокационных средств.

Была разработана схема соединений станции с другими изделиями: «Сегмент», «Курс-10-II», «Кама-НСВ», лаг ИЭЛ-1, изделие Р-730М, «Бриз-ПЛ». Также был разработан чертеж фундамента под модуль АП на площадке главной мачты.

Помещения, предназначенные для размещения и установки приборов и модулей станции МР-231, рассчитаны на обеспечение:

-     нормального освещения рабочих мест обслуживающего персонала;

-     свободного доступа к лицевым панелям • приборов и модулей для технического обслуживания и ремонта, а также для подключения контрольно-измерительной аппаратуры (зона обслуживания модулей не превышает 1000 м)

Антенна НРЛС МР-231-2 «Лиман».png

Рис. 1. Антенна НРЛС МР-231-2 «Лиман», разработчик - НПО «Горизонт»

 

-      зазора не менее 150 мм между приборами и модулями станции и другим корабельным оборудованием или переборками, необходимого для нормального теплообмена с окружающей средой;

-      возможности открывания крышек приборов и модулей и выдвижения блоков в соответствии с указаниями габаритных чертежей модулей или в соответствии с ТУ;

-      отсутствия паров кислот и других веществ, вызывающих коррозию. Таким образом, в процессе проектноконструкторской работы по модернизации одного из кораблей ВМФ иностранной постройки с целью замены устаревшей НРЛС на современный аналог был обоснован выбор новой радиолокационной станции и разработана конструкторская документация проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Технические условия ЖИРЕ.461524. 002 ТУ1;

2.    Инструкция по монтажу, пуску и регулированию ЖИРЕ.461524.002 ИМ;

3.    Руководство по эксплуатации ЖИРЕ. 461524.002-400 РЭ;

4.    Отчетная эксплуатационная документация по судну.