Судостроение-собирательная отрасль

"Оборонно-промышленный потенциал"  №3 2017


Образованный в 1954 году 51 центральный конструкторско- технологический институт судоремонта занимает важное место в системе технического обслуживания и ремонта кораблей и судов ВМФ. о работах института главному редактору журнала «Оборонно-Промышленный Потенциал» Виктору Николаеву рассказывает исполнительный директор института, член президиума НТО судостроителей им. академика Крылова А. Н. к.т.н. Георгий Муру. 

– Георгий Николаевич, насколько актуален сегодня вопрос ремонта кораблей̆, в условиях реализации программы строительства нового флота? 

– Любой корабль или судно, по сути, город на плаву. Люди тут живут, и им нужны все системы жизнеобеспечения, а в зависимости от назначения корабли и суда обладают различным специальным оборудованием. Флот – это дорогое удовольствие. Как говорится, кто не беден – тот живет лицом к морю. Поэтому важно не только создать морскую технику, но и научиться эффективно ею владеть. Для этого, корабль должен в достаточной степени обладать свойствами эксплуатационной, ремонтной и модернизационной пригодности. Решение задач обеспечения ремонтопригодности кораблей̆ – часть нашей деятельности. 

– Сколько можно вообще ремонтировать и эксплуатировать корабли? 

– На мой взгляд, нет кораблей старых или новых. Корабли отвечают или не отвечают современным требованиям. Опыт показывает – успешно эксплуатируются корабли в возрасте 50, и даже 100 лет. Сегодня, во всем мире реализуются контракты жизненного цикла. То есть, проектант судна и завод-строитель, несут за него ответственность в течение всей его жизни. Инструменты и технологии, позволяющие создавать судно как платформу, которая в течение длительного периода может подвергаться переоборудованию, перевооружению, модернизации – есть. Это значительно увеличивает срок его использования, а параллельно решаются задачи ресурсосбережения. 

– Главное в вашей̆ работе обеспечение ремонта и модернизации кораблей документацией? 

– Участие института в реализации единой технической политики в системе технического обслуживания и ремонта военно-морской техники существенно шире. 

За предыдущие 3 года разработаны 10 государственных военных стандартов в этой области. Созданная система типовой организационно-технической документации для ремонта сегодня актуализирована для сервисного обслуживания кораблей и судов ВМФ. 

Фонд технической документации позволяет централизованно обеспечивать ею всех исполнителей ремонта и сервисного обслуживания кораблей и судов ВМФ. 

Почти 400 боевых и учебных кора- блей, танкеров и плавкранов, буксиров и иных судов специального назначения были построены в странах, входивших в Совет экономической взаимопомощи, в Варшавский договор, в иных государствах, а проектанты отдельных, перестали функционировать. Для консолидации знаний, опыта, статистики и ответственности по вопросам дальнейшей эксплуатации этих кораблей на нас были возложены функции проектанта по 120 проектам кораблей и судов. Эта задача стала для нас новой. 

Объем документации на эти объекты очень ограничен, а замыслы их проектантов неизвестны. Как правило, при создании корабля в него закладываются технические решения, обеспечивающие его службу в течение 25 лет. Значительная часть из тысяч единиц оборудования, изначально установленного на судах, физически изношена и морально устарела. Часть установленной техники уже перестали производить, а у отдельных образцов уже нет производителей. Поэтому сегодня необходимо встраивать в «носитель» оборудование не только новое, но и функционирующее на иных принципах. При ремонте, модернизации и продлении сроков службы возникает необходимость решать уникальные задачи, принимая оригинальные технические решения. 

Решение задач обеспечения ремонтопригодности кораблей – часть нашей деятельности. 

– Важный вопрос – импортозамещение. Как вы работаете в рамках этого процесса? 

Импортозамещение – один из вопросов требующих решения. На наших объектах всё оборудование, кабель и корпусные конструкции импортного производства. Большинство замен уже сегодня осуществляется на отечественные аналоги или на оборудование, собранное в России. 

Вместе с тем, многое оборудование никогда не производилось на территории нашей страны. Поэтому импортозамещение должно быть разумным. К примеру, у нас не очень успешный опыт выращивания кукурузы в Заполярье. Пытаться выращивать там бананы тоже не стоит. Так и здесь. Производство должно быть ориентировано на рынок и экономически обосновано. Если нам нужно установить на 10 кораблей 10 уникальных изделий со сроком службы 25 лет, то создавать их производство с нуля внутри страны, не всегда экономически оправдано. В единичных случаях выгоднее приобрести оборудование за рубежом. 

Среди нерешённых вопросов – определение правопреемников разработчиков по ряду эксплуатируемого оборудования; гармонизация нормативных документов, принятых Минобороны и Российским морским регистром судоходства, максимальная унификация оборудования при модернизации и переоборудовании для снижения затрат на обслуживание и ремонт. 

– Что вы ждёте от участия в 8 военно-морском салоне? 

Мы участвовали во всех салонах, и считаем это мероприятие одной из редких и удачных площадок, где собираются представители всей кооперации создания, эксплуатации, ремонта и модернизации военно-морской техники. Судоремонт, тем более военный, это собирательная и довольно замкнутая отрасль. Возможность столь широкого коммуникативного взаимодействия в этой среде позволяет узнать новые направления развития, обсудить и решить спорные вопросы, договориться о сотрудничестве и потенциальных контрактах с руководителями и специалистами не только из разных областей деятельности, но и практически из всех регионов нашей страны и зарубежья. 

 





Cкачать файл: