Соотношение видов ремонта кораблей и комплектующих изделий


Морской сборник №9, 2019

                                                                                                           Авторы: Муру Георгий Николаевич 

Витенбергский Юрий Исакович 

АО "51 ЦКТИС"


Соотношение видов ремонта кораблей и комплектующих изделий

В статье рассмотрены определения видов ремонта (всего 29), установленные различными действующими стандартами и нормативным документом по организации ремонта кораблей ВМФ. Выяснено, что определения большинства одноименных видов ремонта существенно не отличаются. Выполнен анализ определений видов ремонта по следующим отличительным признакам: по целям ремонта, по объему работ, по регламентации срока начала ремонта и объема ремонта, по месту выполнения ремонта. Установлено, что все многообразие видов ремонта можно разделить на две категории: виды ремонта по основным признакам и виды ремонта по вспомогательным признакам, каждый вид ремонта может категорироваться по нескольким признакам одновременно. К категории видов ремонта по основным признакам следует отнести виды ремонта, определяющие цели и объемы ремонта: текущий, средний и капитальный, а также межпоходовый, навигационный, доковый, аварийный и поддерживающий. К категории видов ремонта по вспомогательным признакам следует отнести виды ремонта, не определяющие цели и объемы ремонта: плановый или неплановый, заводской или войсковой, регламентированный или по техническому состоянию. Выявлена необходимость уточнения определения докового ремонта и применения ремонта по техническому состоянию.

В рамках реализации современной концепции технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники начиная с 2013 года АО «51 ЦКТИС» разрабатывает и перерабатывает ряд государственных военных стандартов и других нормативных документов в обеспечение системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ [1].

Основой построения системы являются единая терминология, чему посвящены статьи [2] и [3] и правильное назначение видов ремонта в течение жизненного цикла корабля. Последнему аспекту и посвящается настоящая статья.

Определения видов ремонта даны в ряде документов по стандартизации:

-     ГОСТ 18322–2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»;

-    ГОСТ РВ 0101–001–2007 «Эксплуатация и ремонт изделий военной техники. Термины и определения»;

-    ГОСТ В 28118–89 «Ремонт кораблей и судов ВМФ. Термины и определения» (в настоящее время пересматривается);

-    ГОСТ 24166-80 «Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения» (планируется к отмене);

-    ГОСТ Р 57692–2017 «Система технического обслуживания и ремонта судов. Термины и определения»

Описания видов ремонта кораблей приведены в «Руководстве по организации ремонта …» [4].

Основополагающим, по-видимому, следует считать межгосударственный общетехнический стандарт ГОСТ 18322–2016 . Национальный стандарт ГОСТ Р 57692–2017  распространяется только на гражданские суда, поэтому ниже термины и определения, установленные этим стандартом, не рассматриваются.

Описания видов ремонта кораблей, приведенные в «Руководстве …» [4], изложены в нем более подробно, чем стандартные определения, и содержат ряд пояснений, в основном, они не противоречат стандартным определениям. Ниже рассматриваются только те виды ремонта и их описания, приведенные в «Руководстве …», которые отсутствуют в стандартах или не соответствуют стандартным определениям.

Стандартами установлены следующие виды ремонта:

-    плановый ремонт:  Ремонт, постановка на который планируется в соответствии стребованиями документации (ГОСТ 18322–2016);

-    плановый ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, постановка на кото­рый осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    неплановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется безпредварительного назначения (ГОСТ 18322–2016);

-    текущий ремонт: Плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и/или восстановленииотдельных легкодоступных его частей (ГОСТ 18322–2016);

-    текущий ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, выполняемый для обеспечения или восстановления его работоспособного состояния и состоящий в замене и (или) восста­новлении отдельных частей (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    текущий ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый для поддержания его характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных элементов(ГОСТ В 28118–89);

-    средний ремонт: Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправностии частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составныхчастей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме,предусмотренном в документации (ГОСТ 18322–2016);

-    средний ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, выполняемый для восстановления исправного состояния и частичного восстановления ресурса с заменой или восстановле­нием составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных час­тей, выполняемом в объеме, установленном в эксплуатационной и ремонтной документации (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    средний ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый для восстановления его характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры (ГОСТ В 28118–89);

-    капитальный ремонт:  Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой иливосстановлением любых его частей, включая базовые (ГОСТ 18322–2016);

-    капитальный ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, выполняемый для восстановления исправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия военной техники с заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    капитальный ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый для восстановления его характеристик до значений близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые (ГОСТ В 28118–89);

-    регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый независимо оттехнического состояния объекта в момент начала ремонта, в объеме и с периодичностью,установленными в документации (ГОСТ 18322–2016);

-    регламентированный ремонт изделия военной техники: Плановый ремонт изделия военной техни­ки, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной и ремонтной доку­ментации, независимо от технического состояния изделия военной техники в момент начала ремонта (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    регламентированный ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации(ГОСТ В 28118–89);

-    ремонт  по  техническому  состоянию:  Ремонт,  при  котором контрольтехнического состояния выполняется с периодичностью, установленной  в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта (ГОСТ 18322–2016);

-    ремонт изделия военной техники по техническому состоянию: Ремонт изделия военной техники, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленны­ми в эксплуатационной и ремонтной документации, а объем и начало ремонта определяются техническим состоянием изделия военной техники (ГОСТ РВ 0101–001–2007);

-    Ремонт судна ВМФ по техническому состоянию: Ремонт судна ВМФ, при котором объем и момент начала ремонта определяют техническим состоянием судна и его элементов, контролируемым с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации (ГОСТ В 28118–89);

-    аварийный ремонт:  Неплановый ремонт, выполняемый при внезапных поломкахоборудования, вызванных нарушением условий эксплуатации, перегрузками или другимипричинами, для восстановления работоспособности объекта (ГОСТ 18322–2016);

-    аварийный ремонт судна ВМФ: Неплановый ремонт судна ВМФ, выполняемый для восстановления его работоспособного или исправного состояния после аварийного случая или стихийного бедствия (ГОСТ В 28118–89).

Сопоставление приведенных выше терминов и определений по общетехническому стандарту (ГОСТ 18322-2016), по стандарту на военную технику (ГОСТ РВ 0101-001-2007) и по стандарту на корабли и суда (ГОСТ В 28118–89)   показывает, что между ними нет существенных отличий. 

ГОСТ 18322-2016 не содержит ряд понятий, установленных в ГОСТ РВ 0101-001-2007, ГОСТ 24166-80 и ГОСТ В 28118–89. К ним относятся:

-    заводской ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники на ремонтном предприятии Министерства обороны или предприятии промышленности, при передаче на который изделие снимают с эксплуатации (ГОСТ РВ 0101-001-2007).

-    заводской ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый на предприятии, при котором прерывается использование судна по назначению (ГОСТ В 28118–89)

-    войсковой ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники в местах размеще­ния или базирования частей или расположения неисправной техники силами и средствами подразделений эксплуатирующей организации заказчика, ремонтно-восстановительных или ремонтных подразделений, частей или соединений, а также бригадами ремонтных предприятий и (или) предприятий-изготовителей (ГОСТ РВ 0101-001-2007)

-    доковый ремонт судна ВМФ: Ремонт подводной части судна ВМФ, выполняемый в доке или судоподъемном сооружении (ГОСТ В 28118–89)

-    межпоходовый ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, выполняемый между походами для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элемен­тов (ГОСТ РВ 0101-001-2007)

-    межрейсовый (межпоходовый)  ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов (ГОСТ 24166-80)

-    поддерживающий ремонт изделия военной техники: Ремонт изделия военной техники, выполняе­мый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания срока службы (ГОСТ РВ 0101-001-2007)

-    поддерживающий ремонт судна ВМФ: Ремонт судна ВМФ, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы (ГОСТ В 28118–89)

-    навигационный ремонт корабля: понятие не стандартизовано. 

Согласно «Руководству …»[4]: «Под навигационным ремонтом корабля понимается такой вид ремонта, при котором выполняются регламентные работы по сервисному обслуживанию, требующие значительных временных и ресурсных затрат (полугодовое,годовое техническое обслуживание, освидетельствование технических средств корабля), ремонт (восстановление) или замену изношенных и выработавших ресурс деталей и узловоружия и технических средств, ремонт корпуса корабля, механизмов, электрооборудования, приборов, аппаратуры, оборудования, систем, устройств и вооружения.

Навигационный ремонт предназначен для поддержания технической готовности корабля и проводится в целях своевременного обнаружения, ремонта или замены предельноизношенных деталей и узлов оборудования».

Анализ приведенных выше понятий позволяет их категорировать по следующим отличительным признакам:

-    по целям ремонта;

-    по составу и объему работ;

-    по степени восстановления ресурса;

-    по плановости;

-    по регламентации срока начала ремонта и объема ремонта;

-    по месту выполнения ремонта.

К целям ремонта относятся:

-    обеспечение (поддержание) или восстановление работоспособного состояния;

-    восстановления исправного состояния;

-    частичное или полное (близкое к полному) восстановление ресурса;

-    поддержание или восстановление характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени.

Цели ремонта установлены в определениях следующих видов ремонта:

-    текущего, среднего и капитального;

-    межпоходового, навигационного, аварийного и поддерживающего.

Составы и объемы работ подчинены целям ремонта, но в определениях видов ремонта, в которых установлены цели ремонта, в некоторой степени они ограничены: замена ограниченной номенклатуры составных частей или замена любых составных частей (включая базовые).

Степень восстановления ресурса – это одна из целей ремонта,  предусмотрена в определениях среднего и капитального видов ремонта комплектующих корабль изделий. Восстановление ресурса в определениях видов ремонта кораблей не предусматривается (показатель «ресурс» к кораблям не относится).

По кораблям (так же, как и по комплектующим изделиям, вне определений видов ремонта) предусматривается продление другого временного показателя – срока службы, что регламентировано требованиями ГОСТ РВ 15.702–94  и ГОСТ РВ 1905–013–2018.

По плановости виды ремонта подразделяются на плановые и неплановые. Эти виды ремонта не определяют ни цели, ни объем ремонта. Согласно ГОСТ 18322–2016 виды ремонта текущий, средний и капитальный являются исключительно плановыми, но практически, если после отказа изделия по результатам дефектации потребуется выполнить один из этих видов ремонта, то он будет неплановым.

По регламентации объема и срока начала ремонта виды ремонта подразделяются на регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию. Регламентированный ремонт однозначно определяет, что объем ремонта и сроки начала ремонта должны соответствовать документации (эксплуатационной и ремонтной) независимо от техническогосостояния.

Ремонт по техническому состоянию регламентирует только периодичность контроля технического состояния, а объем и срок начала ремонта определяются результатами контроля.

Регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию не определяют ни цели, ни объем ремонта. Такие виды ремонта как текущий, средний, капитальный, межпоходовый и навигационный могут быть как регламентированными, так и ремонтами по техническому состоянию. При этом, объем ремонта по техническому состоянию определяется целями соответствующего вида ремонта.

Регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию правильнее было бы называть не видами ремонта, а стратегиями ремонта. Такие понятия приняты в стандартах системы технического обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и введены в недавно изданный ГОСТ РВ 1905–012–2018 «Корабли и суда ВМФ. Система техниче­ского обслуживания и ремонта. Основные положения».

В «Руководстве …» [4] предусмотрено, что ремонт по техническому состоянию «может выполняться по истечении межремонтного (назначенного) срока службы корабля» и «производится восстановление работоспособности элементов корабля до уровня,обеспечивающего их работоспособность на установленный интервал времени». 

Следует признать, что такое описание содержит вполне определенную цель ремонта, что не соответствует стандартным определениям данного вида ремонта, эта цель соответствует определению «поддерживающего ремонта» по ГОСТ РВ 0101–001–2007 и  ГОСТ В 28118–89.

По месту выполнения ремонта виды ремонта подразделяются на заводской, доковый и войсковой (стандартизован для военной техники). Межпоходовый и навигационный виды ремонта должны производиться в пунктах базирования кораблей, и соответствуют войсковому ремонту, но при значительном объеме сервисного обслуживания они могут быть выполнены с постановкой корабля на судоремонтный или судостроительный завод. Ремонт комплектующих изделий, выполняемый ремонтными органами соединения (объединения) кораблей можно считать войсковым ремонтом.

Текущий ремонт корабля в отличие от текущего ремонта комплектующих изделий, которые ремонтируются по эксплуатационной документации, по ГОСТ РВ 1905–012–2018 отнесен к заводским видам ремонта и должен производиться по ремонтной документации.

Ремонт составных частей корабля (корпус, системы, устройства) по видам ремонта согласно ГОСТ РВ 1905–012–2018 не категорируется и, исходя из стратегии ремонта «по состоянию», при заводском ремонте корабля, в том числе текущем, могут быть выполнены ремонт или замена любого элемента составной части корабля, в том числе любой вид ремонта комплектующих изделий.

Капитальный ремонт для кораблей ВМФ согласно «Руководству …» [4] и ГОСТ РВ 1905–012–2018 не предусматривается.

В стандартном определении докового ремонта отсутствуют указания на цели и объем ремонта, но в «Руководстве …» [4] они определены: «Под доковым ремонтом корабля понимается такой вид ремонта, при котором производятся работы по очистке, осмотру,освидетельствованию, ремонту подводной части корпуса (для  подводной лодки – всего корпуса), нанесению на нее  защитных покрытии, устранение дефектов средств защитыкорпуса от коррозии и обрастания, цистерн главного балласта подводных лодок, доннойарматуры и цистерн надводных кораблей, донно-забортной арматуры (донно-бортовой арматуры подводных лодок), рулей, линий валов и гребных винтов, а также других устройств,  систем, технических средств,  вооружения и других элементов  корабля, выполнениекоторых на плаву невозможно». Выделенные авторами части текста содержат ограничения состава и объема работ, что имеет принципиальное значение, поэтому должны быть включены в стандартное определение при пересмотре ГОСТ В 28118–89.

Конкретный ремонт конкретного корабля или комплектующего изделия может категорироваться по нескольким отличительным признакам одновременно. Например: средний ремонт комплектующего изделия может быть одновременно плановым, регламентированным или ремонтом по техническому состоянию, заводским или войсковым. Объем среднего ремонта должен соответствовать целям среднего ремонта независимо от категорирования по другим признакам.

Соотношение видов ремонта комплектующих корабль изделий по разным отличительным признакам представлено в табл. 1.

Таблица 1 

Виды ремонта по вспомогательным признакам

Виды ремонта изделия по основным признакам 

Текущий

Средний

Капи­тальный 

Аварийный

Поддержи­вающий

Плановый

+

+

+

-

-

Неплановый

-

-

-

+

+

Заводской

-

+

+

+

+

Войсковой

+

+

-

+

+

По техническому состоянию

+

+

+

+

+

Регламентирован­ный

+

+

+

-

-

 

Соотношение видов ремонта кораблей по разным отличительным признакампредставлено в табл. 2.

Таблица 2

Виды ре­монта по вспомога­тельным признакам

Виды ремонта корабля по основным признакам

Межпо­ходовый

Навига­ционный

Теку­щий

Сред­ний

Доко­вый

Аварий­ный

Поддер­живаю­щий

Плановый

+

+

+

+

+

-

-

Неплано­вый

-

-

-

-

-

+

+

Заводской

+

+

+

+

-

+

+

Войсковой

+

+

-

-

-

-

-

По техни­ческому состоянию

+

+

+

+

+

+

+

Регламен­тирован­ный

+

+

+

+

+

-

-

Составные части корабля (корпус, системы, устройства, электрические сети) проектируются с уровнем надежности, обеспечивающим эксплуатацию без ремонта на весь срок службы корабля, тем не менее, в процессе эксплуатации возникают механические повреждения, эрозионные и коррозионные износы на отдельных участках конструкций, для устранения которых необходимо выполнять ремонт. Прогнозировать на каких именно участках, в какие периоды времени могут возникнуть эти повреждения и износы, невозможно. Поэтому состав и объем ремонта составных частей  корабля определяется в каждом конкретном случае по результатам осмотров и дефектации с применением средств технического диагностирования и неразрушающего контроля. Для составных частей  корабля единственно приемлемой является стратегия ремонта по техническому состоянию,категорирование по видам ремонта не имеет смысла. Поэтому по ГОСТ РВ 1905-012-2018 категорирование по видам ремонта составных частей  корабля не предусматривается.

Выводы:

1.      Все многообразие видов ремонта, установленных в нормативных документах, можно разделить на две категории: виды ремонта по основным признакам и виды ремонта по вспомогательным признакам. К категории видов ремонта по основным признакам следует отнести виды ремонта, определяющие цели и объемы ремонта: текущий, средний и капитальный, а также межпоходовый, навигационный, доковый, аварийный и поддерживающий. К категории видов ремонта по вспомогательным признакам следует отнести виды ремонта, не определяющие цели и объемы ремонта: плановый или неплановый, заводской или войсковой, регламентированный или по техническому состоянию.

2.      Ввиду наличия существенных отличий кораблей и их составных частей как объектов ремонта от комплектующих изделий, определения видов ремонта корабля в целом имеют существенные отличия, а для составных частей корабля категорирование по видам ремонта не имеет смысла и во вновь изданном стандарте не предусматривается.

Библиография 

1. Ю.И. Витенбергский. Новые документы по стандартизации технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ // Морской вестник. 2016. № 4(60). С. 41

2. Г.Н. Муру. О терминологии в среде технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВМФ // Морской вестник. 2013. № 3. С. 20

3. Г.Н. Муру, Ю.И. Витенбергский. Некоторые вопросы системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ // Морской вестник. 2013. № 4(48). С. 41

4. Руководство по организации ремонта,   переоборудования, модернизации и сервисного обслуживания кораблей, боевых катеров, кораблей специального назначения, морских и рейдовых судов обеспечения Военно-Морского Флота. Утверждено коллегиейВоенно-промышленной комиссии Российской   Федерации   25 января  2017 г.

 

Муру Георгий Николаевич – исполнительный директор АО «51 ЦКТИС»,  кандидат технических наук. Тел.: (812) 315-49-45

 

Витенбергский Юрий Исакович – главный специалист АО «51 ЦКТИС». Тел. (812) 570-65-55