Автор: Г.Н. Муру, канд. техн. наук,
генеральный директор ОАО «51 ЦКТИС»
Расчётное время создания (проектирования и строительства) корабля (судна) составляет около 10 лет. Период эксплуатации до возможных операций реновации составляет около 30 лет. Таким образом, среди этапов жизненного цикла эксплуатация, в рамках которой проводятся мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) имеет наибольшие значения, как по длительности, так и по стоимости. По разным оценкам стоимость этого этапа ЖЦ достигает от 50% до70% стоимости создания и владения.
В настоящее время вопросам ТО и Р корабельного и судового состава уделяется особое внимание, как органами государственной власти, так и судовладельцами. Вопросы судоремонта стали предметом рассмотрения Совета безопасности государства. Президентом страны высказаны справедливые нарекания по недопустимо высокой трудоёмкости, стоимости и срокам выполнения работ.
Это объясняется недостаточно эффективно функционирующей системой ТО и Р, которая обеспечивается, среди прочих, следующими условиями:
- 1. ремонтопригодностью судна (корабля)
Ремонтопригодностью корабля, его составных частей и комплектующих изделий является свойство, заключающееся в приспособленности к предупреждению и
обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и
восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического
обслуживания и ремонтов (ГОСТ Р 53480-2009).
Ремонтопригодность осуществляется путем отработки конструктивной технологичности объектов технического обслуживания и ремонта и должна предполагать:
- снижение потребности в ТО и (или) ремонтах;
- повышение эксплуатационной и ремонтной технологичности конструкций корабля и его составных частей;
- снижение затрат труда и квалификации исполнителей для выполнения ТО и (или) ремонтов;
- внедрение наиболее эффективных видов и методов ТО и (или) ремонтов;
- повышение безопасности труда при ТО и (или) ремонтах.
В количественном отношении ремонтопригодность кораблей, прежде всего, оценивается такими показателями как трудоемкость, продолжительность, стоимость ремонта.
При этом, чем ниже эти показатели в количественном исчислении, тем ремонтопригодность корабля выше.
Требования по ремонтопригодности имеют свою нормативную основу, в том числе:
ГОСТ 23660-79
ОСТ В5. 0476 -86
РД В5. 0499-87
РД В5. 0682-91 |
Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий.
Надёжность корабля. Ремонтопригодность. Общие положения.
Надёжность корабля. Ремонтопригодность. Методы определения показателей на стадии проектирования. Методические указания.
Надёжность корабля. Принципиальные вопросы ремонтопригодности корабля и его систем. |
Несмотря на наличие исчерпывающего комплекта нормативных документов определяющих порядок обеспечения ремонтопригодности в последние десятилетия, по разного рода объективным и субъективным причинам, большое количество необходимых мероприятий не исполняется.
Ремонтопригодность кораблей, их составных частей и комплектующих изделий продолжает оставаться недопустимо низкой, значительно уступая достигнутым в мировой практике показателям.
Последствия не обеспечения ремонтопригодности вновь создаваемых образцов выявляются в ходе ремонта, но очевидны уже при проектировании.
Причины низкой ремонтопригодности:
- стремление заказчика и проектанта для улучшения ТТД по отдельным показателям (удельная стоимость постройки на 1 тонну водоизмещения, скорость хода и т.д.), в первую очередь, уменьшить водоизмещение кораблей и судов.
Это приводит к большой затеснённости основных помещений, труднодоступности при осуществлении эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Как следствие – требуется большой объем сопутствующих работ с большой трудоемкостью.
В случае же соизмеримости количественных показателей ремонтопригодности с аналогичными при постройке корабля, можно утверждать, что спроектированный корабль неремонтопригоден, смысл выполнять его заводской ремонт сомнителен, логичнее построить новый.
- количественные показатели долговечности многих комплектующих изделий, применяемых в проектах ниже установленного в ТТЗ срока эксплуатации кораблей и судов до заводского ремонта,
в связи, с чем необходимость проведения ремонтных работ в сроки более ранние, чем это установлено эксплуатационным циклом, всегда имеет место.
- применение в составе кораблей и судов комплектующих изделий иностранного производства,
Полноценное обслуживание, ремонт, технический контроль и приёмка работ для безопасной эксплуатации крайне затруднительно как на режимных отечественных предприятиях, так и в местах базирования флота.
Сервисное (фирменное) обслуживание импортного оборудования изготовителем (поставщиком) проводимое с ежегодной периодичностью весьма дорого, ограничено причинами режима в местах базирования флота, а в особый период исключено.
Выход из сложившейся ситуации по обеспечению ремонтопригодности представляется в восстановлении порядка, при котором:
- при разработке ТТЗ Заказчиком с привлечением специализированных организаций обязательно устанавливаются конкретные требования ремонтопригодности;
- не допускаются случаи сокращения выпускаемых документов, отступлений от перечня проектно-конструкторских документов, установленных ОСТ В5Р.0722-96.
- осуществляется экспертиза надёжности по каждому вновь создаваемому кораблю.
- 2. документальным обеспечением ремонта
Сегодня обеспеченность кораблей (судов) в целом, их составных частей, комплектующих изделий ремонтно-технической документацией составляет не более 50%.
-
Документы для ремонта - совокупность конструкторских, технологических и организационно-технических документов, применяемых для подготовки производства, выполнения ремонта и сдачи корабля после ремонта;
-
Ремонтные документы - конструкторские документы, разработанные специально для подготовки производства, выполнения ремонта и сдачи корабля после ремонта.
В комплект документов для ремонта входят:
- ремонтные документы;
- рабочие конструкторские документы, переработанные для целей ремонта;
- отдельные эксплуатационные документы;
- технологические инструкции на отдельные технологические процессы (очистка, промывка, резка, сварка, нанесение покрытий, восстановление амортизаторов и т.п.);
- организационно-технические документы (типовые ремонтные ведомости, типовые ведомости приемок контрольным персоналом предприятия и заказчиком, сетевые графики ремонта, программы испытаний и т.п.).
Документы разрабатывают отдельно для докового ремонта и в одном документе – для текущего и среднего ремонта корабля.
-
Ремонтная документация (РД) – документация конструкторская. Как и все виды конструкторской документации, она определяет, каким должно быть изделие, в данном случае после ремонта.
-
Принципиальное отличие РД от рабочей конструкторской документации (РКД) – наличие допустимых отклонений величин размеров, зазоров и других параметров, предусмотренных в РКД. Допустимые отклонения определяются исходя из оставшегося срока службы или межремонтного срока.
-
Исходя из этого, при отсутствии РД, проведение ремонтных работ в соответствии с требованиями РКД, приводит к неоправданному завышению материальных и трудовых затрат, увеличению их сроков и стоимости.
- подготовкой производства предприятия,
Подготовка производства представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, сгруппированных по следующих видам:
- организационная;
- конструкторская;
- технологическая;
- материально-техническая;
- строительство и реконструкция предприятия;
- подготовка кадров.
По последовательности решения задач подготовка производства подразделяется на 3 этапа:
- перспективная;
- предварительная;
- оперативная.
Подготовка производства заключается в создании на предприятии условий, обеспечивающих выполнение работ в заданном объёме, в установленные сроки, с заданным уровнем качества.
С целью обеспечения минимальных капитальных вложений в подготовку производства предприятий сроком на 10 лет устанавливалась специализация предприятий по комплексному ремонту кораблей; централизованному ремонту отдельных типов комплектующих изделий, предложения по специализации предприятий по ремонту кораблей новых проектов, не вошедших в утвержденную специализацию, включалось в проект решения об утверждении технического проекта корабля.
Опыт работы по ремонту кораблей, морского вооружения и техники в условиях функционирования ФЗ – 94 показал, что в нормативные сроки, с соответствующим качеством и расчётной стоимостью ремонт способны выполнить, как правило, только специализированные предприятия.
Подготовка производства этих предприятий к ремонту новой техники ФЗ – 94 не предусматривается. Увеличение доли единственных исполнителей и поставщиков при выполнении ГОЗ по номенклатуре ВМФ с заключением трёхлетних контрактов не решает вопросов перспективной и предварительной подготовки производства.
4. проведением единой технической политики
Одной из причин недостаточно эффективного взаимодействия всех участников процесса ТО и Р является отсутствие органов определяющих и координирующих техническую политику в области судоремонта.
В период планово-административной экономики все органы исполнительной власти – судовладельцы имели в своём составе соответствующие структуры, включающие отраслевые проектные или конструкторско-технологические организации.
На общегосударственном уровне их деятельность координировал Междуведомственный совет (МВС) по судоремонту при Госплане. Ежегодные, как правило, выездные заседания МВС на предприятиях позволяли принимать и реализовывать решения Госплана и Совета Министров по развитию и функционированию отрасли. (Схема взаимодействия и состав МВС на рис. 1. и 2.)
Сегодня, когда в ходе длительного реформирования наконец-то сформирована структура, объединившая в своём составе многие проектные, конструкторско-технологические, судостроительные и судоремонтные мощности государства представляется целесообразным организовать на её базе орган, определяющий и координирующий техническую политику в области судоремонта.
Рис.1.
Рис.2.
Состав
Междуведомственного совета по судоремонту при Госплане СССР
Юрьев И. Г |
Пред. Совета, зам. нач. отдела судостроительной пром. и судоремонта Госплана СССР |
Горюнов Н.С. |
Зам. председателя, начальник управления, член коллегии Минрыбхоза СССР |
Геворков А.М. |
Зам. председателя, начальник Главного управления ВМФ (ГУ СРЗ) |
Полянский Б.Н. |
Зам. председателя, начальник Главного управления Минсудпрома |
Рыжов Ф.Л. |
Зам. председателя, начальник Главного управления Минречфлота РСФСР |
Яценко В.С. |
Зам. председателя, к.т.н., начальник Главного управления, член коллегии Минморфлота |
Головкин В.В. |
Ученый секретарь совета, эксперт Госплана СССР |
Агеев Е. П. |
Нач. отдела Минречфлота РСФСР |
Лылов Б.А. |
К.т.н., начальник отдела ЦНИИ экономики водного транспорта Минречфлота |
Анапольский Н.А. |
Нач. отдела Лен. Отд. Гипрорыбпрома Минрыбхоза СССР |
Максимов М . |
Директор Славянского СРЗ Минморфлота |
Амосов В.В. |
Начальник Горьковского ЦКБ Минречфлота РСФСР |
Милейко Н.Н. |
Гл. инженер Западного СРЗ Минрыбхоза СССР |
Архангородский А.Г. |
Д. т.н., засл. Деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой Калининградского технического инст-та рыбной пром. и хоз-ва |
Мухин В.С. |
Начальник военно – морской кафедры Ленинградского кораблестроительного института |
Белов Н.М. |
С.н.с. Института комплексных транспортных проблем Госплана |
Никифоров В. |
Зав. кафедрой Ленинградского института водного транспорта |
Бакаев А.С. |
Начальник отдела Главного управления Минсудпрома |
Напалков В.И. |
Нач.отдела Главного управления ВМФ (ГУСРЗ) |
Бабынин Н.Ф. |
Гл. инженер управления Минморфлота |
Павлов П. Я. |
Заместитель начальника Главного управления Военно-Морского Флота(ГУСРЗ) |
Богачев В.М. |
Гл. инженер Таллиннского СРЗ Минрыбхоза СССР |
Москалев В.В. |
Гл. инженер ЦКТБ ВМФ (51 ЦКТИС) |
Борчевский О.А. |
Доцент Ленинградского кораблестроительного института |
Нунупаров С. |
Доцент, начальник Черноморского ЦПКБ Минморфлота |
Владимирский А.Л |
Главный инженер Ильичевского СРЗ Минморфлота |
Осадченко С. |
Начальник подотдела Госплана СССР |
Власов Б.К. |
Гл. инженер Мурманского объединения «Судоверфь» МРХ СССР |
Никулкин Е.Ф. |
Директор Центрального конструкторско-технологического института судоремонта |
Гончар В.Л. |
Начальник ПЭО Севастопольского мор. Завода им.С. Орджоникидзе |
Рогулин А.Н. |
Директор Ильичевского СРЗ Минморфлота |
Горшков Ю.В. |
Гл. инженер Главного управления ВМФ |
Дудоров А.И. |
Старший Эксперт Госплана СССР |
Долгов В.П. |
Главный инженер завода «Звезда» Минсудпрома |
Попов И.В. |
Гл. инженер Главного управления ВМФ (ГУСРЗ) |
Драницин С. |
К. т. н., заместитель директора ЦНИИМФ Минморфлота |
Простокишин |
Гл. инженер Приморского ЦКБ Минсудпрома |
Дубчак В.Х. |
Начальник управления Минморфлота, председатель Центрального правления НТО водного транспорта |
Полуляхов Е. |
Заместитель начальника Главного управления «Азчеррыба» Минрыбхоза СССР |
Полюшкин В.С. |
К.т.н., начальник сектора НИР Союзморниипроекта Минморфлота |
Розанов В.В. |
К.э.н., начлаб. ЦНИИ информации и технико-экономических исследований МРХ |
Думбров Л.И. |
Заместитель гл. инженера Дальзавода Минсудпрома |
Савин А.В. |
Главный инженер Главремфлота СССР |
Ермаков А. П. |
Проф., Института комплексных транспортных проблем |
Смуров А.А |
Начальник отдела Главного управления Военно-Морского Флота (ГУСРЗ) |
Кулик Ю.Г. |
К. т. н, зав. каф. Горьковского института инженеров водного транспорта |
Сойфер С.Л. |
Начальник службы судоремонтных заводов Черноморского пароходства Минморфлота |
Зрячев А. Ф. |
Директор машиностроительного предприятия «Звездочка» |
Старжинский В. |
Главный инженер Главного управления «Дальрыба» Минрыбхоза СССР |
Жуков В. Ф. |
Зам. гл. инженера машиностроительного предприятия «Звездочка» |
Ступиков Ю.А |
Начальник отдела Главного управления Минсудпрома |
Киреев С.В. |
Гл. инженер Главного управления «Севрыба» Минрыбхоза СССР |
Субборин И. А |
Начальник отдела ПЭУ Минречфлота РСФСР |
Клюшкин Ф.А. |
Начальник Балтийского ЦПКБ Минморфлота |
Танхельсон Г. |
Заместитель главного инженера Союзморниипроекта Минморфлота |
Ковырзин Б.А. |
Начальник управления Главремфлота Минрыбхоза СССР |
Теличев Н.З. |
Гл. инженер Главного управления «Запрыба» Минрыбхоза СССР |
Кондриков А.Ф. |
Директор Калининградского завода Минрыбхоза СССР |
Трофимов В. |
Директор Тольяттинского СРЗ Минречфлота РСФСР |
Кузнецов Г.А. |
Директор Рижского СРЗ Минморфлота |
Ульянов Н.И. |
Главный специалист Госплана СССР |
Кузьмин Г. В. |
Гл. инженер Клайпедского СРЗ Минморфлота |
Хозяинов В.И. |
Заместитель начальника ПЭУ Минморфлота |
Кошечкин А.А. |
Главный технолог Главного управления Минсудпрома |
Череватый А. А. |
Гл. инженер Севастопольского мор. Завода им.Серго Орджоникидзе Минсудпрома |
Лакиза Р.И. |
Гл. инженер ЦКБ Минсудпрома |
Шалавин Ф.В. |
Директор Балтийского СРЗ Минрыбхоза СССР |
Липайкин П.А. |
Заведующий отделом Гипрорыбфлота Минрыбхоза СССР |
Яновский И.И. |
Директор Омского судостроительно-судоремонтного завода Минречфлота РСФСР |
5. функционированием системы ТО и Р
Вопросы ТО и Р неразрывно связаны и требуют наличия системы ТО и Р.
Эксплуатация и правильность боевого применения должны гарантироваться надлежащим ТО и Р.
Решать изолированно друг от друга проблемы технического обслуживания и ремонта нельзя. Осуществлять ТО неработоспособного или своевременно неотремонтированного оборудования бессмысленно. Также бессмысленно вкладывать деньги в ремонт, не обеспечив надлежащего технического обслуживания в процессе эксплуатации.
При рассмотрении ситуации в гражданском судовладении и ВМФ, необходимо отметить существенные различия. Так в ВМФ нормативно-техническое обеспечение ТО и Р определяется более чем 120 документами от ФЗ, пост. Прав. РФ., ГОСТ, ОСТ, Правилами, руководствами и т.п, которые безупречны, но не увязаны организационно и технически с кораблём и между собой. Таким образом, система ТОиР документально не оформлена и поэтому эффективно не работает.
Справедливости ради надо признать, что в гражданском судовладении, благодаря роли классификационных обществ (Морскому Регистру, Речному Регистру) большинство этих проблем решено и документально оформлено.
В качестве предложения для рассмотрения предлагается:
- Разработать единую систему (документ) по ТО и Р кораблей и судов ВМФ, находящихся в эксплуатации.
- Рассмотреть возможность применения в ВМФ отдельных документов Морского и Речного Регистра