Сравнительный анализ элементов системы технического обслуживания и ремонта военно-морской техники

Морской вестник №1(49) 2014

Авторы: Г. Н. Муру, канд. техн. наук, ген. директор, АО  "51ЦКТИС"

О. А. Нестерец, первый зам. ген. директора - гл. инженер, АО  "51 ЦКТИС"



На страницах «Морского вестника» в порядке обсуждения было опубликовано несколько тезисов о современных терминологии и подходах к техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) кораблей и судов ВМФ. Дискуссии в этой сфере вызваны необходимостью актуализации технических и организационных требований, формулирования согласованной терминологии, требуемой для всех участвующих в работе системы ТОиР.

Общепризнано понятие системы как единства закономерно взаимосвязанных элементов. Очень укрупнено можно представить систему ТОиР как совокупность относительных понятий (элементов), приведенных на рис. 1.

В ходе перманентных поисков наиболее оптимальных форм управления системой ТОиР большинство этих элементов перестали быть объектом чьего-либо управления, предметом чьего-либо исследования или чьей-либо ответственности.

Снимок экрана 2019-10-11 в 12.54.15.png

Рис. 1. Элементы системы технического обслуживания и ремонта кораблей, морской техники и вооружений

Вместе с тем без решения проблем восстановления жизнедеятельности этих элементов идеи обеспечения полноценного функционирования системы ТОиР в наше время не смогут быть реализованы.

Сегодня большинство судоремонтных мощностей бывшего СССР сосредоточено в «ОСК». Несмотря на это, даже в стратегии развития корпорации лишь констатируется, что «в отличие от мировой практики сервисное обслуживание и ремонт не являются в России рентабельным направлением, что не позволяет предприятиям судоремонта осуществлять своевременную модернизацию производства». Пути изменения ситуации не прописаны.

Надо отметить, что в США централизованное управление идеологией ТОиР осуществляет командование ВМС. Основополагающий документ, регулирующий вопросы эксплуатации и технического обслуживанию кораблей ВМС США [4], вводится в действие директивой начальника штаба ВМС - ChiefofNaval Operations(CNO).

 Этот регулярно актуализируемый документ (действует 12-я редакция) определяет общие принципы эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и модернизации боевых кораблей основных классов, а также устанавливает ответственность должностных лиц в сфере обеспечения технической готовности флота. При этом обеспечение технической готовности рассматривается как составная часть обеспечения боевой готовности, таким образом, упоминаемое в этом документе понятие «восстановления технической готовности» (ВТГ) - это цель. Для достижения этой цели можно выполнять все виды технического обслуживания, атакже все виды ремонта и модернизации.

Следовательно, появившееся и у нас в обиходе словосочетание ВТГ стало восприниматься как вид ремонта исключительно в результате трудностей перевода

В соответствии с п. 48а ГОСТ РВ 0101-001-2007. «Эксплуатация и ремонт изделий военной техники. Термины и определения» также широко трактуется и сервисное обслуживание изделггя военной техники. Здесь в сервисное обслуживание могут входить техническое обслуживание и все виды ремонта изделия военной техники, гарантийный и технический надзор при эксплуатации изделия военной техники, работы по гарантийным обязательствам сервисной организации, работа по бюллетеням, мониторинг технического состояния изделия военной техники, хранение запасных частей и материалов, обучение специалистов эксплуатирующей организации, атакже при необходимости другие виды работ и услуг, предусмотренные контрактом. То есть это практически любой комплекс мероприятий, оговоренных контрактом, в том числе и средний ремонт.

По этой лотке, если судовладелец заказывает восстановление технической готовности изделия, обеспечить которое невозможно без проведения, например, среднего ремонта, в Протокол согласова ни я объемов работ (ПСОР) необходимо вписывать этот конкретный вид ремонта.

Периодичность, продолжительность и виды работ по восстановлению технической готовности в ВМС США регулируются Положением о ремонтных циклах, межремонтных периодах, продолжительности и трудоемкости заводских видов ремонта кораблей ВМС США [6]. В отечественном ВМФ для обеспечения обоснованного планирования и проведения ремонтов формировался комплект ТОТД [7], сегодня дополняемый типовыми ведомостями сервисного обслуживания (ТВСО).

В основе планирования системы технической эксплуатации кораблей ВМС США лежит типовая программа ТОиР (Class Maintenance Plan - CMP). Программа устанавливает единые для всех кораблей одного типа требования к содержанию (что делать), организации (кому делать), периодичности (когда делать) и условиям (при каком состоянии материальной части делать) работ на всех этапах жизненного цикла.

В развитие типовых программ в ВМС США разрабатывают методические рекомендации, которые содержат расчетные данные о периодичности, продолжительности и трудоемкости заводских ремонтов и регламентных работ для определенного типа кораблей на полный срок их службы. Фактические данные по номенклатуре и объему мероприятий для обеспечения технической готовности каждого типа корабля на среднесрочную (три года) перспективу отражаются в сводных таблицах (ShipSheet), которые обновляются ежегодно. Они служат основанием для составления планов ремонтных и модернизацион- ных работ текущего года по каждому кораблю, сметы расходов па плановые мероприятия ТОиР в текущем финансовом году (Maintenance andModernization Business Plans - MMBP) и на два последующих года (Future Year Defense Program - FYDP).

Требования и типовая программа ТОиР разрабатывается [8] центрами, входящими в структуру аппарата заместителя министра ВМС по исследованиям, разработкам и закупкам [9] и командующего Командованием кораблестроением и вооружением.

Методические рекомендации разрабатывают центры технической готовности, визируются командующими флотами (Fleet Commanders - FLTCDRs): COMUSFLTFORCOM, COMPACFLT) и родами сил (Type Commanders- TYCOMs): COMUSFLTFORCOM, COMPACFLT, COMNAVAIRLANT) и через их заместителей по эксплуатации и ремонту кораблей представляются на утверждение в штаб ВМС начальнику технического управления (Director, Fleet Readiness Division; OPNAVN43). Ответственность за ведение сводных таблиц и составление планов ремонтных и модернизационных работ текущего года по каждому кораблю возложена на соответствующий флотский региональный центр технической готовности [10].

В течение трех месяцев по окончании ремонта центр технической готовности соответствующего рода сил на основании исполнительной ремонтной ведомости составляет отчет о проведенных работах (BAWP closeoutreport). Отчет содержит полный перечень плановых мероприятий, предусмотренных базовой ремонтной ведомостью, с указанием какие из них были выполнены, а какие отложены, а также сведения о номенклатуре и стоимости выполненных работ. На основании этого отчета обновляются сводные таблицы периодичности, продолжительности п трудоемкости мероприятии ТОиР, а также базовые ремонтные ведомости на следующий ремонтный цикл. Кроме того, данные отчета используются для корректировки типовых программ и методик ТОиР [11]. Параллельно после окончания ремонта составляется о т - чет о ремонте (Hot Wash). В отличие от отчета о произведенных работах, содержащего информацию о том, что сделано, отчет о ремонте указывает на то, как это было сделано, и служит целям улучшения процесса планирования и выполнения заводского ремонта.

Многие из мероприятий, проводимых в настоящее время в обеспечение системы ТОиР в ВМС США, являлись долгие годы элементами повседневной деятельности ряда частей и организаций отечественного флота.

Разработкой аналитических материалов для представления командованию занимался 51 ЦКТИС в составе Главного управления судоремонтных заводов ВМФ (ГУ СРЗ ВМФ)

В апреле 2014 г. исполняется 60 лет с момента создания Главного управления судоремонтных заводов ВМФ (ГУ СРЗ ВМФ). Управление на этапе создания подчинялось непосредственно Главнокомандующему ВМФ и единственное в Минобороны обладало правами главка промышленного министерства.

Период создания и развития ГУСРЗ ВМФ был периодом формирования и функционирования системы технического обслуживания и ремонт (ТОиР) кораблей и судов ВМФ.

К исходу 80-х гг. в составе главка трудилось только на СРЗ 53 819 человек, в том числе производственных рабочих 29 330 чел., обеспечивая производственную мощность в 62 864 тыс. нормо-ч.

Ежегодно доковались до 650 кораблей и судов, из среднего и текущего ремонтов сдавались до 100 ед.

ГУ СРЗ имело в своем составе инженерно-технический центр (в/ч 15116, в/ч 26920, 51 ЦКТИС) и обеспечивало ведение ведомственных информационных систем, необходимых для осуществления экономических, технических и материально-технических задач планирования, подготовки и проведения ремонтов.

Наличие накопленной за последние годы информации создало предпосылку для перехода к обслуживанию всей системы судоремонта и технического обслуживания ВМФ. Однако к тому периоду единая система ТОиР начала перестраиваться...

Заместитель председателя правительства России Д. Рогозин недавно отметил, что «если долгое время в нашей стране довлеющей была проблема нехватки средств, то сегодня,... во-первых, отсутствует единый орган, регулирующий техническую политику».

Учитывая, что Д. Рогозин одновременно руководит Военно-промышленной комиссией и Морской коллегией при Правительстве РФ, хочется выразить уверенность, что и в системе ТОиР ВМФ такой орган вскоре появится.

Все вместе мы способны реанимировать систему ТОиР, возможности для этого у нас есть.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Д. Рогозин. Робот встанет под ружьё. // Российская газета. - 2013.- №264 от 22.11.

2.    OPNAVNOTE 4700, August 18, 2009.

3.    OPNAVINST 3120.33С, January 22,2013.

4.    Department of Navy, Chief of Naval Operations, Maintenance Policy for U. S. Navy Ships. OPNAV Instruction 4700.7L (N431), May 25, 2010.

5.    Department of the Navy, Commander Military Sealift Command. MSC’s Technical Authority, Maintenance Phylosophy, and Maintenance and Repair Management System (MRMS), COMSC Instruction 4700.1, April 8, 2010.

6.    Department of Navy, Chief of Naval Operations, Representative Intervals, Durations, Maintenance Cycles, and Repair Mandays for Depot Level Maintenance Availabilities of U. S. Navy Ships, OPNAV Notice 4700 (N43), August 18,2009.

7.    Г. H. Муру, Ю. И. Витенбергский. Некоторые вопросы системы технического обслуживания и ремонта кораблей ВМФ. В порядке обсуждения // Морской вестник. - 2013. - №4. - С. 33-34.

8.    Program Executive Offices (PEOs): PEO Aircraft Carries, PEO Ships, PEO Littoral Combat Ship, PEO Submarines.

9.    Assistant Secretary of the Navy (Research, Development and Acquisition) (ASN(RDA)).

10.  SURFACE FORCE READINESS MANUAL, March 9,2012.