«Адмирал» в поход собрался. Плавучая лаборатория покинет Кронштадт

См. также

Через полтора месяца океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Адмирал Владимирский», покинув причальную стенку Кронштадтского морского завода (КМЗ), отправится в антарктические моря, где ему уже не раз доводилось бывать. Правда, в дальний многомесячный поход эта 44-летняя плавучая лаборатория уйдет после «глубокого» ремонта и модернизации, которую завершают специалисты судоремонтного предприятия.

Биография у этого старожила, что говорить, примечательная. Пятнадцать лет местом прописки судна, названного в честь командующего Черноморским флотом адмирала Льва Владимирского, оставался Севастополь. Где оно только ни побывало, изучая морские течения и рельеф дна, проводя аэрологические, метеорологические и актинометрические (близкие к геофизике) наблюдения: избороздило северные и южные моря, «отметилось» во всех океанах.

Но особую известность судну принесла экспедиция 1982 - 1983 годов, когда оно прошло по маршруту знаменитых русских мореплавателей, открывших Шестой континент. Побывав в малоизученных морях, «Адмирал» нанес на карту 178 неизвестных прежде подводных гор и уточнил положение дюжины островов в Южном ледовитом океане. А через несколько лет, вернувшись обновленным после серьезной починки, проходившей на родной Щецинской верфи в Польше, где он был построен, «океанограф» вошел в состав Балтийского флота и стал базироваться в Кронштадте.

Всякий раз, завершив кругосветное плавание, он вставал на плановый ремонт то в Петербурге, на Канонерском заводе, то на КМЗ, который, войдя не так давно в Объединенную судостроительную корпорацию, обрел второе дыхание. В предпоследний раз кронштадтцы «подлатали» патриарха перед его дальним походом два года назад, а в июле 2018-го «Адмирал» вернулся на завод, чтобы более основательно «помолодеть», готовясь к очередной сложной экспедиции.

Новая кругосветка, которую ему предстоит совершить вместе с гидрографическим судном «Маршал Геловани», будет посвящена 250-летию со дня рождения Крузенштерна. А в январе следующего года ОИС примет участие в мероприятиях, приуроченных к 200-летию открытия Антарктиды.

Любопытно, что, хотя Минобороны РФ уже имеет современное головное судно проекта 22010 такого же назначения, построенное на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», и вот-вот получит второе, в эту экспедицию отправится их более зрелый «коллега».

Внушительный по габаритам (длиной 147,8 метра и водоизмещением 9,1 тыс. тонн) «Адмирал», относящийся к военным кораблям 1-го ранга (наравне, скажем, с ракетными крейсерами), хорошо подходит для исследовательских работ в морях-океанах. Он может ходить со скоростью 19 узлов, находясь три месяца в автономном плавании и покорив за это время 18 тыс. морских миль. Причем способен работать в арктических водах (в битом льду). А кроме 19 лабораторий, оборудование которых нынче тоже обновили, на его борту имеются два гидрографических катера, два крана (один из них грузоподъемностью 7 тонн) и вертолетная площадка.

Поскольку судно большое, работы по осмотру его корпуса, ремонту палуб и перегородок, демонтажу и исправлению основных механизмов проводились в два этапа: сначала в доке имени Ф. В. Митрофанова (бывший Александровский), построенном в конце XIX века, а затем в более «молодом», введенном в 1914 году, который носит имя П. И. Велещинского (бывший Алексеевский док), поясняет Алексей Прусаков, директор по производству КМЗ.

При этом труднее всего было «освежить» два главных двигателя, каждый мощностью 10 тыс. лошадиных сил (огромные многотонные агрегаты с поршнями диаметром полметра), продлив их ресурс, и установить новый забортный гидрографический комплекс, который может прощупывать дно на глубине до семи километров, тоже достаточно крупный. Это самая, наверное, трудоемкая часть задания, признают специалисты.

И все бы ничего, кабы не сжатые сроки: для выполнения ремонтных работ такого объема, по их словам, дается обычно не меньше двух лет, а тут заказчик велел уложиться в полтора года.

После проверки систем жизнеобеспечения, главных и вспомогательных судовых механизмов, то есть швартовных испытаний, «Адмирал» уйдет на ходовые, которые пройдут на Балтике опять-таки в два этапа и займут несколько недель. А дальше, устранив неполадки, если они будут выявлены, корабелы передадут судно военным (это произойдет, как ожидается, 10 ноября), а те направят его в новую кругосветную экспедицию по изучению далеких участков Мирового океана, в том числе морей Антарктиды.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6547) от 16.10.2019 под заголовком ««Адмирал» в поход собрался».